Иран и США на волоске от войны Гендельман и Иоффе на
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, передает.
Государственный департамент США призвал американских граждан немедленно покинуть Иран. Ведомство рекомендует гражданам США заранее планировать альтернативные способы связи и при возможности выехать через сухопутные границы с Арменией, Турцией или Туркменистаном. Об этом говорится в экстренном заявлении на сайте Госдепа.
В сообщении подчеркивается: «Если вы не можете уехать, найдите безопасное место в вашем доме или в другом защищенном помещении. Имейте запас еды, воды, лекарств и других необходимых предметов первой необходимости».
Американцам с двойным гражданством рекомендуется использовать для выезда иранский паспорт, поскольку Тегеран не признает их американское гражданство.
Почему Вашингтон сделал столь резкое предупреждение? Не исключает ли администрация США собственное прямое вмешательство в ситуацию в Иране?
The New York Times со ссылкой на источники сообщает, что США рассматривают кибератаки и удары по аппарату внутренней безопасности Ирана как наиболее вероятные варианты давления на Тегеран.
«Более узкие варианты — кибератака или удар по внутренним силам безопасности Ирана — более вероятны», — отмечает издание.
По данным газеты, Пентагон предлагает также воздействовать на Иран путем манипулирования параметрами его ядерной программы, а также нанесения ударов по объектам, связанным с баллистическими ракетами.
Пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт заявила, что президент США Дональд Трамп «не побоится использовать американскую военную силу против Ирана, если этого потребуют обстоятельства».
Ситуация получила развитие и на политическом поле иранской эмиграции. Старший сын последнего шаха Ирана, Реза Пехлеви, обратился к Трампу на фоне масштабных протестов в исламской республике.
Комментируя публикацию сенатора-республиканца Линдси Грэма в социальной сети X, Пехлеви заявил: «Сенатор Грэм прав. Президент Трамп — не Обама. Его слова поддержки протестующих в Иране это ясно показывают. Сейчас время действовать. Президент — человек действия и человек мира. Сейчас он может сделать шаг к величайшему миру: помочь иранцам наконец покончить с этим преступным режимом. Режим слаб и держится из последних сил. Народ готов его свергнуть. Им не нужны иностранные войска на земле. Всё, что им нужно, — это решительные действия лидера свободного мира. Переговоры с этим преступным режимом, который по-прежнему угрожает Америке и самому президенту, не принесут мира. А вот немедленные действия в поддержку этих смелых протестующих спасут тысячи жизней и принесут прочный мир региону. Это и будет наследием президента Трампа».
На фоне жестких столкновений и сообщений о сотнях погибших демонстрантов встает закономерный вопрос: какова вероятность нанесения Соединенными Штатами ударов по иранским объектам? Дональд Трамп уже заявил, что силовой сценарий станет необратимым, «если что-либо случится с протестующими». Судя по масштабу репрессий, условие фактически выполнено.
Своими оценками вероятности американского вмешательства и возможных сценариев давления на Тегеран поделились с Caliber.Az ведущие иностранные эксперты.
Как отметил израильский военный эксперт Давид Гендельман, несмотря на продолжающуюся в Иране информационную блокаду, различные источники сходятся во мнении, что счет погибших протестующих уже идет на тысячи, даже если заявляемые иранской оппозицией цифры в 12 тысяч на данный момент представляются завышенными.
«Мы видим усиление репрессий, и при этом отсутствует главный индикатор возможного перелома ситуации — подтвержденные случаи перехода силовиков на сторону протестующих или хотя бы отказ с их стороны подавлять акции. Без такого разворота тенденция останется прежней, и протесты будут подавлены, как это уже происходило в прошлые разы.
В условиях такой внутренней динамики геймчейнджером может стать внешнее вмешательство — в данном случае американское. Иранский режим всерьез опасается удара с американской стороны, что объясняет и заявления Тегерана об угрозах ответных атак по американским базам на Ближнем Востоке и по Израилю, и его попытки активизировать дипломатические каналы», — отмечает эксперт.
По его словам, в США, согласно сообщениям, рассматривают весь спектр возможных действий — от киберопераций до ракетно-авиационных ударов по различным категориям целей: силам подавления внутренних беспорядков, ракетным и иным военным объектам, ядерной инфраструктуре, а в наивысшей точке — политическому руководству.
«Выбор целей определит и набор необходимых сил и средств — что в артиллерии называют принципом: цель определяет калибр. Трамп уже продемонстрировал готовность применять силу даже в случаях, когда многие считают это маловероятным или воспринимают его риторику как браваду. Мы видели удары по иранским ядерным объектам, операцию в Венесуэле и более ранние действия, включая ликвидацию Касема Сулеймани. Поэтому вероятность удара сегодня выше: второй раз — не первый.
Трамп заявляет: «Иранские патриоты, продолжайте протестовать, захватывайте учреждения, помощь в пути!» Теперь все ждут ответа на вопрос — перейдет ли он и сейчас от слов к делу», — резюмирует Гендельман.
Профессор и аналитик Григорий Иоффе (США) отметил в свою очередь, что с учетом слабой предсказуемости так называемого человеческого фактора, вытекающей из темперамента Дональда Трампа, а также из противоречий в окружении президента, существует значительный риск ошибиться в прогнозах.
«Скажу лишь, что существуют как минимум три обстоятельства, позволяющие предположить, что эскалации удастся избежать.
Во-первых, вице-президент Вэнс настаивает на переговорах. Не исключено, что его к этой линии активно склоняет близкий друг Такер Карлсон, который «по совместительству» является другом иранского режима.
Во-вторых, пресс-секретарь Трампа Кэролайн Левитт сообщила вчера вечером, что имел место контакт между важным иранским деятелем и Стивом Уиткоффом, которого Трамп задействует в качестве представителя в самых разных переговорах. При этом тон, продемонстрированный иранской стороной, резко контрастировал с официальной риторикой Тегерана. Очевидно, имеется в виду, что этот тон был гораздо более мягким и благоприятным для переговоров.
В-третьих, нет полной ясности относительно характера протестов. Одни утверждают, что это массовое революционное выступление против исламского фундаментализма, лежащего в основе режима. Другие считают, что протестующие выдвигают преимущественно экономические требования.
Что же касается позиции старшего сына последнего иранского шаха, то едва ли она станет серьезным фактором при принятии решений администрацией Трампа. Не похоже, чтобы человек, проведший большую часть жизни в эмиграции, имел репутацию народного лидера.
Повторюсь: я не делаю из этих обстоятельств однозначного прогноза, однако считаю, что их необходимо принимать во внимание», — сказал Иоффе.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:75
Эта новость заархивирована с источника 14 Января 2026 13:17 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2026 Все права защищены







Самые читаемые



















