Иран не оставляет попыток стать обладателем ядерного оружия
Как передает Icma.az со ссылкой на сайт Media az.
Иранские депутаты требуют ядерного оружия и изменения оборонной доктрины, сообщает Telegram-канал Sepah Pasdaran.
По информации ресурса, 71 депутат направил письмо Совету безопасности Ирана (ВСНБ) и высшим должностным лицам с призывом пересмотреть оборонную доктрину Ирана.
«Они отмечают, что фетва имама Хаменеи 2010 года запрещает производство и использование ядерного оружия, но его создание и накопление в качестве средства сдерживания — это совсем другой вопрос.
В связи с этим депутаты требуют пересмотреть оборонную доктрину Ирана, а опросы общественного мнения свидетельствуют о том, что общественная поддержка создания бомбы значительно возросла после 12-дневной войны», - пишет канал.
Насколько реализуемо это требование депутатов? Хотя, возможно, власти Ирана и без этого в тайном порядке продолжают мероприятия по разработке собственного ядерного оружия? Какую опасность это может нести для соседних с Ираном стран?
Своим мнением по этому поводу поделился с Media.Az эксперт-иранист, доктор Владимир Месамед из Института Азии и Африки Еврейского университета в Иерусалиме. По его словам, действительно, в Иране уже больше года, с первых атак на Израиль и ответа Израиля, пытаются пересмотреть доктрину ядерного сдерживания, и вообще военную доктрину. «Собственно говоря, понятно, что её пытаются пересмотреть, потому что им нужно дать адекватный ответ и нужно выйти на официальное обладание ядерным оружием. И надо сказать, что в этом плане весной этого года было письмо 44 депутатов из собрания исламского совета, то есть иранского парламента, которые как раз требовали пересмотреть эту доктрину и сделать так, чтобы эта доктрина позволяла создание ядерного оружия и его использование. Почему я говорю создание и использование? Потому что в Иране есть на этот счет фетва 2010 года, и были ещё фетвы в этом же отношении. Эта фетва разрешала производство и накапливание, но не разрешала использование.
То есть там два пункта разрешались, третий пункт не разрешался. Поэтому 44 депутата обратились, их поддержал тогда секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани. Это очень важная для Ирана фигура. Он когда-то был министром обороны, хотя сам не войсковой генерал, а адмирал флота. Так вот, он как раз это поддержал, но потом это всё потонуло в парламенте и дальше не стали этим заниматься. И надо полагать, что 12-дневная война, которая случилась в июне, видимо, натолкнула их на то, что нужно более серьёзно этим заняться и попытаться изменить. Тем более, что в Иране сменился секретарь Высшего совета национальной безопасности - был Али Шамхани, а стал Али Лариджани, который более жёсткий человек, такой фундаменталист, потому что он представитель очень серьёзной семьи, из которой вышло пять видных иранских политиков. И он занимал Иране очень важные посты. Он был самым молодым министром радио и телевидения. Потом он трижды был председателем парламента. И поэтому сейчас непонятно, куда дело повернётся, но, видимо, раз появилось письмо 71 депутата иранского парламента, значит, в общем, уже на предварительном этапе они об этом говорили. Когда началась эта шумиха насчёт пересмотра атомной доктрины, тогда говорили о том, что в принципе, фетва верна, нам не нужно использовать ядерное оружие. Но фетва составлялась тогда, когда Иран находился в другом военном окружении. Сейчас у него кругом одни враги, он лишился Хизбаллы, он лишается других прокси-структур. Он сейчас обессилен. А кроме того, и 12-дневная война оказала своё влияние. Это уже аргументы сегодняшнего дня.
Однако вопрос в том, как это будет реализовываться. Дело в том, что Иран сейчас ведь оказался в тупике. Закончились 30 дней подготовки к введению механизма возврата санкций, и иранцы пока не могут понять, что будет дальше, потому что, по всей видимости, санкции будут опять наложены. И в пользу этого говорит то, что последняя встреча, которая состоялась на прошлой неделе, - встреча евротройки с министром иностранный дел Ирана Сейедом Аббасом Аракчи - ни к чему не привела. И поэтому в Иране уже к этому, собственно говоря, готовятся.
И готовятся даже в том плане, что пытаются говорить, мол, мы не можем пойти на уступки Соединённым Штатам, мы не можем пойти на их условия снижения обогащения урана. А вчера, например, председатель иранской организации по атомной энергии Мохаммад Ислами заявил, что страна не может снижать обогащение урана, не отступит от своих позиций, и привёл интересный аргумент о том, что у них есть медицинская техника, которая может работать при высоком обогащении урана. Естественно, это не так, но это то, что он сказал. И причём он официально объявил о том, что в Иране начинается восстановление четырёх ядерных объектов, которые были разбомблены. То есть Иран восстанавливает свою ядерную программу. И, возможно, направлением этой программы как раз будет создание ядерного оружия», - говорит ученый.
В пользу этого говорит и то, что не далее как два дня назад министр разведки Ирана Хужатуль-ислам Мохаммад Хатиб выступил с заявлением о том, что они рассекречивают захваченную у Израиля документацию, отметил доктор. «Такое сделал когда-то Израиль, это было в 2018 году, когда были захвачены архивы ядерной программы ИРИ. То же самое, как говорят иранцы, сделали и они. Они объявили о том, что имеют данные на 189 физиков-ядерщиков и что такие утечки существенно уменьшат и ослабят израильскую ядерную программу. И тогда встаёт вопрос о том, опасно ли это для Израиля? Ну, во-первых, для Израиля, безусловно опасно, если Иран выйдет на обладание ядерной бомбой.
И поэтому вполне может быть рассмотрен вариант продолжить те удары по иранской ядерной инфраструктуре, которые уже были. Имеется в виду, что нужно продолжить войну, которая шла с 13 по 24 июня. То есть, те удары, которые были нанесены, должны быть продолжены, потому что программа не была выведена полностью из строя, хотя ей нанесён очень сильный ущерб. Поэтому, наверное, Иран ждёт ещё одно прямое столкновение. И поэтому из Ирана идут утечки о том, что они готовятся, что они вводят в действие новые ракеты - баллистические, межконтинентальные и так далее. В общем, здесь больше пиара, на самом деле, чем дела, но в любом случае посмотрим, во что это может вылиться.
Но надо сказать только одну вещь - выход Ирана на обладание ядерной бомбой (хотя вчера-позавчера религиозный лидер страны Али Хаменеи сказал, что их программа сугубо мирная и никакого ядерного оружия они производить не будут) в любом случае очень опасен для Ближнего Востока. И это опасно не только для Израиля, а и для других стран. И, наверное, в сотрудничестве Израиля с другими странами как раз будет идти борьба с тем, чтобы Иран не вошёл в клуб обладателей ядерного оружия», - резюмировал Месамед.
Мехти Мамедов


