Католикос раздора Гарегин II вновь вышел на тропу войны
По информации сайта Caliber.az, передает Icma.az.
Один из ярых адептов и проводников реваншизма – католикос всех армян Гарегин II – в ходе недавней встречи с Папой Львом XIV в Ватикане в очередной раз озвучил целый ряд провокационных заявлений в адрес Азербайджана. Глава армянский церкви, не отступая ни на йоту от своей гнусной традиции, вновь завел старую песню «об изгнании карабахских армян, уничтожении армянского духовного и культурного наследия в Карабахе, армянских военнопленных, находящихся в бакинских тюрьмах».
По сути дела, в этом нет ничего удивительного. Подобные нарративы присутствуют в повестке армянских реваншистов с завидным постоянством. И в авангарде этого неблаговидного дела идет Гарегин II, не раз и не два использовавший различные площадки для своих россказней.
Далеко ходить не надо – вот «свежий» пример: в начале сентября на межцерковной конференции, приуроченной к 1700-летию Никейского собора, он с пеною у рта вещал о том, что «в Карабахе уничтожается армянское культурно-религиозное наследие, разрушаются памятники и многовековые святыни», об «этнических чистках свыше 100 тысяч армян Карабаха».
Однако в случае с визитом в Ватикан поражает факт того, что служитель церкви, да еще в сане католикоса, не постеснялся откровенно лгать в стенах Святого престола. Хотя какие моральные качества могут быть у Гарегина II, который в своем пасхальном послании, в очередной раз назвав «геноцидом оккупацию Карабаха и насильственную депортацию его населения», высказал уверенность в том, что «армянский народ, опираясь на непоколебимую веру, сможет пройти через испытания и возродиться».
То есть, говоря доступным языком, всеармянский пастырь призвал начать новую войну, и, как следствие, к свержению легитимных властей, избравших, как известно, своей целью установление окончательного мира с соседями по региону. Ведь именно их действия, по мнению католикоса, являются «угрозой не только для церкви, но и для самой армянской государственности», о чем он и заявил на встрече с представителями инициативы «Пять правозащитников» в августе этого года.
Ну а о конфликте между премьер-министром Армении Николом Пашиняном и Гарегином слышал даже ленивый, хотя, говоря откровенно, союзниками они никогда и не были. Глава армянского правительства критиковал церковных иерархов за тесные связи с предыдущими властями, а ААЦ после прихода к власти «ставленника Запада» не скрывала своих антипатий к нему.
Однако отношения между ними вконец испортились после поражения Армении во Второй Карабахской войне. Тогда Гарегин II обвинил в этом Пашиняна и призвал к его уйти в отставку. С того момента противостояние власти и церкви только набирало обороты и достигло своего апогея в этом году, когда стороны перешли уже к взаимным оскорблениям. Затем премьер призвал к отставке Гарегина и, как выясняется, намерен довести это дело до конца.
«Моя позиция относительно Армянской апостольской святой церкви не изменилась и не может измениться ни при каких обстоятельствах. Ктрич Нерсисян (мирское имя Гарегина II) должен покинуть Патриаршие покои», – заявил Пашинян в августе.

С учетом всего вышесказанного напрашивается вывод о том, что глава ААЦ поставил перед собой две задачи: первая – продолжать продвигать идеи реванша, вторая – это постоянная дискредитация действующей власти, как внутри Армении, так и за ее пределами. И для достижения поставленных целей он использует все доступные ему площадки, методы и средства. Так, например, католикос посетил восточно-американскую епархию ААЦ 8 августа текущего года – то есть, день в день, когда в Вашингтоне состоялась историческая встреча лидеров Азербайджана и Армении и президента США. Так что, весьма высока вероятность того, что и в Ватикане на встрече с понтификом и другими официальными представителями Святого престола Гарегин не преминул, наряду с попытками представить Азербайджан агрессором, выразить серьезное недовольство армянской церкви политикой действующих властей.
Бесспорно, такая целенаправленная подрывная деятельность католикоса в определенной степени усложняет задачу премьера по продвижению мирной повестки. Однако – что очень важно и показательно – после вашингтонских переговоров каких-то политических потрясений, к примеру, в виде протестов, в Армении не произошло, что говорит о доверии народа и к власти, и лично к премьеру.
Однако сбрасывать со счетов то, что до намеченных на июнь 2026 года парламентских выборов политические противники Пашиняна еще не раз попытаются раскачать внутриполитическую обстановку в Армении, ни в коем случае нельзя.
С другой стороны, предпринимаемые Николом Пашиняном в последнее время шаги говорят о его решительной нацеленности на подписание окончательного мирного соглашения с Баку. Кроме того, премьер не намерен, как мы уже отмечали выше, отказываться от мысли сместить Гарегина II и даже определился с кандидатурой нового католикоса.
Такой настрой премьер-министра Армении позволяет надеяться, что референдум по вопросу внесения изменений, призванный поставить окончательную точку в вопросе территориальных претензий к Азербайджану, состоится в запланированный срок и завершится с положительными результатами. Что касается Гарегина II, то есть явные предпосылки к тому, что этот визит католикоса в Ватикан вполне себе может стать последней его поездкой в данном статусе.


