Казна под проценты: когда государство играет в банкира
Как передает Icma.az, основываясь на информации сайта Zerkalo.az.
Министерство финансов Азербайджана провело очередной депозитный аукцион по размещению еще 500 млн манатов бюджетных средств. Излишек казны, значащийся на счетах Единого казначейского счета, выдан в виде кредитов под 7,25% годовых трем крупным банкам страны сроком на 29 дней. Какие именно банки получили «лишние» бюджетные деньги, не уточняется, однако известно, что речь о лидерах рынка, превосходящих «коллег по цеху» по объему активов и капитализации.
Целью данного шага, впрочем, как и череды предыдущих размещений, в Минфине называют более эффективный подход к управлению временно свободными средствами государственной казны для извлечения дополнительного дохода. Надо признать, что такая практика не нова и широко применяется в мире. Государственные органы целого ряда стран привычно размещают излишки бюджета на банковских депозитах для прибылей и поддержания ликвидности своих бюджетов.
Потому, на первый взгляд, процедура кажется стандартной и в целом понятной: временно неиспользуемые средства государственной казны перетекают в банки. А значит, деньги не лежат мертвым грузом в закромах государства, но приносят прибыль и работают на наше общее благо. Если взять за основание такую логику, денежные власти действуют разумно, а новая практика размещения бюджетных средств на депозитах – пример рационального подхода к управлению государственными финансами. Но, оставляя за скобками общие размышления для конкретики, многие вопросы этой плоскости остаются открытыми.
Деньги бюджета переходят на депозиты крупных банков с начала года, но до сих пор не ясно, как это помогает зарабатывать кредитно-финансовым структурам. Чтобы вернуть вложения под 7,25% годовых и при этом остаться в плюсе, инвесторам нужно найти проекты с доходностью не ниже 10–12%. На первый взгляд все логично: деньги должны работать, а самый прямой путь к этому — кредитование. Но возникает резонный вопрос: не становится ли такая конструкция тонко завуалированной формой поддержки дорогих банковских ссуд, за которую в итоге расплачиваются рядовые заемщики? Получается, что в стремлении обеспечить доходность для одних, система усиливает кредитное давление на других.
И даже в этом случае следует понимать: бюджетные деньги размещаются на банковском депозите сроком на месяц, тогда как кредиты выдаются на более длительный срок. По этой причине версия использования бюджетных средств для банковских займов выглядит в целом нереальной. Впрочем, как и мнение части экономического сообщества о влиянии этой ликвидности на кредиты. Ранее со ссылкой на некоторых экспертов сообщалось, что новая практика Минфина приведет к удешевлению кредитов в банках – бенефициарах упомянутой инициативы. Однако этого ожидаемо не произошло.
Как отмечает экономист Эльданиз Амиров, хоть новую практику и связывали со снижением процентов по банковским кредитам, для этого нет оснований. Поскольку, во-первых, рост депозитных портфелей финансовых структур не сопровождается каким-то резким и устойчивым давлением на стоимость заемных средств. А во-вторых, следует еще учитывать, что главное финансовое ведомство размещает бюджетный остаток на сжатый период времени, а банковские кредиты выдаются на более длительный срок.
Потому краткосрочные депозиты не имеют шансов влиять на ставки по банковским кредитам. Ну а в-третьих, ликвидность – далеко не единственное обстоятельство, влияющее на стоимость заемных банковских средств.
Кроме прочего, немало вопросов возникает к прозрачности. Пока еще нет информации, на какие именно цели расходуется бюджетный излишек в банках. По утверждению экономиста Фуада Ибрагимова, в теории краткосрочное размещение средств казначейства — нормальная мировая практика. Она может быть полезной, если сопровождается профессиональной оценкой рисков, высокой прозрачностью и грамотным управлением. Но в текущих реалиях такие решения требуют осторожности.
Эксперт не разделяет мнения, что на государственном уровне стоит идти на такие риски без должных гарантий возврата. Особенно имея за плечами багаж прошлого, когда уже были случаи неэффективного и неконтролируемого расходования бюджетных средств.
С другой стороны, по его словам, инициатива может указывать на позитивные изменения в самой логике управления государственными финансами. В течение многих лет, как напоминает Ибрагимов, государственный бюджет использовался по принципу «выбивания» максимума ресурсов различными учреждениями. Контроль был слабым, эффективность — низкой. Текущая инициатива может стать сигналом того, что власти стремятся к большей финансовой дисциплине и рациональности.


