Конфликт объявленный и отмененный разбирает доклад МКГ
Любопытная новость прилетела со стороны Международной кризисной группы (МКГ) — организации, основной деятельностью которой является подготовка подробного анализа и рекомендаций по вопросам политики, влияющих на существующие конфликты или потенциальные конфликтные ситуации. Каждый год группа публикует список десяти существующих или потенциальных конфликтов, требующих внимания. Так вот, в прогнозе десяти конфликтов 2025 года группа не указала Азербайджан и Армению, хотя в двух предыдущих годовых отчетах они были указаны.
Давайте ознакомимся с теми докладами. В прогнозе на 2023 год в числе прочего можно прочесть следующее: «В марте и августе 2022 года азербайджанские войска «захватили» (здесь и далее кавычки - ред.) новые территории в «Нагорном Карабахе», включая стратегические горные позиции. В сентябре азербайджанские силы «захватили» территорию внутри Армении. Каждая новая атака была более кровавой… Опасность заключается в том, что переговоры могут ни к чему не привести, а очередная эскалация может похоронить посреднические инициативы как Москвы, так и Запада, и Азербайджан возьмет то, что может, силой».
Если абстрагироваться от одиозных определений политики Азербайджана, то в анализе группы присутствуют и семена здравого смысла – вероятность того, что Баку проведет операцию по ликвидации серой зоны в Карабахе в 2023 году действительно была высокой, и она воплотилась в реальность. Однако вопреки прогнозам кризисной группы о возможности крупномасштабного конфликта, все завершилось достаточно быстро – в результате ювелирно проведенной антитеррористической операции армянские отряды капитулировали менее чем за сутки.
Однако этот факт не помешал экспертам группы уже в начале 2024 года вновь обозначить Армению и Азербайджан в качестве потенциально взрывоопасной локации: «Азербайджан хочет получить сухопутный коридор в Нахчыван… Скорее всего, он попытается оказать давление на Ереван; новые «вторжения» в приграничные районы не являются чем-то немыслимым… В Азербайджане настаивают, что не претендуют на армянскую землю и даже предложили альтернативный транзитный маршрут через Иран. Но какой бы плохой идеей не было «нападение»…армянские и западные чиновники не полностью исключили такую возможность».
И снова одиозные выпады в адрес Азербайджана, хотя, это дело привычное; здесь гораздо интереснее другое - группа включила регион в группу риска только потому, что «армянские и западные чиновники не полностью исключили такую возможность». Если этот фактор является для экспертов группы настолько значимым, то вызывает удивление, почему они не повторили свой тезис в прогнозе на 2025 год? Ведь и весь прошлый год армянские и западные политики не хуже прежнего бились в истерике относительно угрозы «агрессии» против Армении со стороны Азербайджана.
Вняли ли наконец эксперты кризисной группы словам официального Баку, где неоднократно заявляли, что Азербайджан не собирается силой решать ни вопрос Зангезурского коридора, ни возвращения изгнанных из Западного Азербайджана азербайджанцев?
Однако, даже если это и так, означает ли это, что риск вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией равен нулю? Конечно, нет. Мы знаем, что армянские провокации на границе в прошлом году служили целью подтолкнуть Азербайджан на масштабные ответные действия, с тем чтобы затем объявить его агрессором. Сегодняшние обстрелы азербайджанских позиций на Лачинском направлении лишний подтверждают, что Ереван и его кураторы не отошли от своих планов. Кстати, в этой связи вызывает легкое недоумение тот факт, что группа не отметила вероятности попытки крупной провокации со стороны Армении. Ведь о подобном сценарии в Баку предупреждали не раз. Видимо, Армения в глазах западных аналитиков не является предметом критического анализа.