Коррупционная анатомия армянского лобби
Процесс над сенатором США от штата Нью-Джерси и известным армянским лоббистом Бобом Менендесом ещё долго будет оставаться в фокусе внимания журналистов и экспертов по обе стороны Атлантики. Шутка ли – американский сенатор приговорён к 11 годам тюрьмы за деятельность в качестве иностранного агента и взятки! Причём в качестве взяток использовались золотые слитки, крупные суммы денег и даже автомобиль Mercedes-Benz. Как утверждается в обвинительном заключении, Боб Менендес оказывал содействие властям Египта, Катара, защищал бизнесменов из своего штата Нью-Джерси и получал за это финансовое вознаграждение. «Менендес, который поклялся представлять интересы Соединённых Штатов и штата Нью-Джерси, вместо этого выставил свою высокую должность на продажу в обмен на этот поток взяток», – указывается в обвинительном заключении.
Строго говоря, осудили Менендеса не за обслуживание армянских интересов. Но… В 2022 году в центре громкого скандала оказалась вице-спикер Европарламента Ева Кайли, тоже известная армянская лоббистка. Госпожу Кайли также обвиняли в получении взяток от властей Катара. Этот нефтяной эмират готовился принимать чемпионат мира по футболу, в стране активно строились стадионы и прочие объекты, и европейские правозащитники были серьёзно обеспокоены, соблюдаются ли при строительстве права трудовых мигрантов. За лакировку отчёта мадам Кайли «позолотили ручку». Причём серьёзно. Речь шла о целых сумках наличных. Как бы тоже само по себе армянское лобби ни при чём.
А ещё раньше, в начале «нулевых», громкий скандал грянул вокруг программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие». Задумка была очень даже хорошая. Находившийся под санкциями Ирак получил право продать под контролем ООН определённое количество нефти и закупить на эти деньги лекарства, средства по уходу за детьми и прочую «социальную продукцию». Но Саддам Хусейн в тесном сотрудничестве с куратором этой программы от ООН, этническим армянином с греческого Кипра Беноном Севаном, весьма неплохо пополнял за её счёт свою «чёрную кассу». И спонсировал лоббистов. Схема была простой: нефть продавали по ценам ниже рыночных, «социальные товары» закупали по ценам выше рыночных, часть разницы клали в карман, часть шла на спонсирование слезливой медиапродукции о том, как иракские дети страдают от санкций. О том, что всё это снимается на деньги, украденные у этих детей, думать не полагалось. И очень скоро выяснилось, что во Франции получателями взяток от Саддама Хусейна оказались в основном армянские лоббисты.
Возможно, конечно, что Бенон Севан использовал каналы армянской диаспоры. Но куда больше прав на существование имеет другое объяснение. Принято считать, что лоббирование – это вполне себе демократичный механизм защиты интересов малых этнических групп, представители которых организованно голосуют за того кандидата, который будет их защищать. Но на самом деле этнический лоббизм — это не только и не столько про голоса, сколько про деньги. Причём чаще всего далеко не «белые».
Об этом не очень любят говорить вслух, но армянское лобби выросло до своих нынешних масштабов в основном на кремлёвских финансовых «дрожжах» — Москва небезосновательно рассчитывала использовать его против Турции и для раскола южного фланга НАТО. Конечно, в США существует множество «рогаток», призванных не допустить иностранного финансирования внутриполитической деятельности. Но при желании эти «рогатки» обойти всё же можно.
Когда, например, московские представители предлагают купить партию нефти по «специальной» цене, затем перепродать её уже по мировой, а из полученной разницы часть положить в карман, часть направить на спонсорскую помощь местной компартии, обществу дружбы с СССР или… армянскому лобби. Которое, разумеется, выбирает себе партнёров по понятному принципу и ищет тех, кто возьмёт деньги и не будет задавать слишком много вопросов об их происхождении.
А тогда уже становится понятно, что такого рода публика готова продаваться не только оптом, но и в розницу. То есть брать деньги и подарки не только у армянских дельцов, но и у Саддама Хусейна, властей Катара, местных бизнесменов… И вот уже «негласным спонсором» проармянски настроенных депутатов Европарламента оказывается алмазный аферист Карампетян. Армянское лобби финансирует, например, поездки европейских политиков в оккупированный украинский Крым — до нынешнего витка российской агрессии таких прецедентов хватало. Просто потому, что честность – или коррумпированность – никогда не бывает избирательной.