Кто я, тварь дрожащая или имею право? главная тема
Как сообщает Icma.az со ссылкой на сайт Haqqin.
В американских СМИ политическая сатира всегда была неотъемлемой частью журналистики - от вечерних телешоу до разного рода зубодробительных шаржей и карикатур. У ведущих шоу и художников такая была работа - ругать и смеяться над всеми президентами, это было нормой, которую никто не смел оспаривать.
Но так было до прихода во власть Дональда Трампа. Он ненавидит шутки и остроты, пущенные в его адрес. До такой степени ненавидит, что готов буквально уничтожать всех тех, кто на них осмеливается. «Когда 97 процентов всех историй плохи в отношении какого-то человека, это уже не свобода слова», - сказал он накануне репортерам в Овальном кабинете Белого дома. Но все выделили лишь вторую часть сентенции.
Трамп ненавидит шутки и остроты в его адрес и готов буквально уничтожать всех тех, кто на них осмеливается
Неизвестно, на какую статистику ссылается Трамп, наверное, таких цифр нет в природе. Но его сторонников это не волнует. На прошлой неделе, как мы уже писали, был уволен сверхпопулярный телеведущий компании АВС Джимми Киммел. Его вечернее шоу, имевшее огромную аудиторию, продержалось в эфире в течение 23 сезонов. И, конечно, он шутил и посмеивался над Трампом, как и все остальные ведущие. Пресное освещение событий и обхаживание президента не поднимет рейтинг программ - уйдут зрители, уйдут и большие деньги.
Глава Федеральной комиссии по связи Брендан Карр, преданный лоялист Трампа, выступил с угрозой в адрес АВС и его отцовской компании Disney в связи с импровизациями Киммела. И уже через несколько часов руководство Disney объявило, что ведущий отстранен от эфира на неопределенное время. Но на этом угрозы не остановились. Карр, выражая пожелания Трампа, объявил, что любая телекомпания будет лишена лицензии на вещание, если остроты в адрес хозяина Америки с ее стороны не прекратятся. Ранее компания CBS согласилась уволить другого очень популярного ведущего Стивена Колбера, но, чтобы сохранить остатки независимости, оставила его в эфире до мая.
Трамп, как мы уже сообщали, подал иски о диффамации к Wall Street Journal и New York Times - к последней на 15 миллиардов долларов. Там тоже шутили.
Теперь в Америке любая телекомпания будет лишена лицензии на вещание, если критика в адрес Трампа с ее стороны не прекратится
Один из известных в стране интеллектуалов, главный редактор журнала New Yorker Дэвид Ремник пишет, что Трамп в этом ряду не одинок. Сатириков преследовали Гай Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт, российский император Николай Первый, испанский диктатор Франциско Франко. Последним до Трампа, говорит Ремник, который 4 года работал московским корреспондентом Washington Post, был Владимир Путин. Тот одним из первых декретов покончил с программой «Куклы» на НТВ, а потом и с другими программами независимых СМИ.
Отметим, однако, что причиной увольнения Киммела стало не только изощренное издевательство над Трампом, а монолог по поводу убийства правого инфлюэнсера Чарли Кирка. Этот молодой парень после своего убийства стал своего рода «мартиром столетия» в Америки, печаль по нему превзошла страдания по убитому Мартину Лютеру Кингу и другим очень известным персонам страны. Трамп в своей социальной сети Truth Social опубликовал пост о любимом месте Чарли Кирка в Библии. По словам президента США, это был псалом 97/10: «Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет».
Под влиянием этого псалма спецпредставитель Путина Кирилл Дмитриев призвал РПЦ признать духовный вклад Чарли Кирка в развитие христианства. Плач по убитому пропагандисту, как мы видим, перешел границы Америки, еще немного, и его в угоду Трампу начнут канонизировать по всему миру.
По мнению демократов, Чарли Кирк вовсе не был святым, как его сейчас представляют в Америке, и часто его речи были вполне поджигательскими
Однако левые журналисты, «ястребы свободы слова», как их здесь называют правые, говорят, что Кирк совсем не был святым и часто его речи были вполне поджигательскими. Так, он говорил, что Палестина никогда не существовала, что все мусульмане представляют собой угрозу западным обществам, что упомянутый нами Мартин Лютер Кинг был «ужасным» и «настраивал черных, чтобы те преследовали белый народ», что американские демократы «поддерживают все, что Господь ненавидит».
И здесь субъективные страдания Трампа по поводу сатириков переплетаются с более широким контекстом. В Америке все левые объявлены вне закона. «Левые — это партия убийств», — говорит на эту тему неистовый Илон Маск. Вице-президент Джей Ди Вэнс пообещал, что администрация Белого дома «будет наказывать все те организации, которые замешаны в пропаганде насилия». Таким образом, к этой категории «сеющих насилие» могут быть причислены все те, кто не нравится Трампу.
«Это левые убили Чарли Кирка», — говорят власти на каждом углу. На самом деле убийца пропагандиста Тайлер Робинсон никогда не был левым и не симпатизировал демократам, а родился в традиционной патриархальной семье убежденных республиканцев. Кто-то в Америке сравнивает его с Раскольниковым Достоевского, преисполненным мнимого величия: «Кто я, тварь дрожащая или право имею?»
Убийца Кирка Тайлер Робинсон никогда не был левым и не симпатизировал демократам, а родился в традиционной патриархальной семье убежденных республиканцев
Оппоненты власти из всех сил цепляются за поправку 1 к Конституции США. Их доводы: У Чарли Кирка были плохие идеи, однако, и обсуждение плохих идей является стержневым принципом американского проекта и главная ценность любой демократии, которая хочет выжить. И в то же время ответом на трагическое убийство Кирка не должно быть его причисление к лику святых.
Кстати, демократы совсем не плясали на костях Кирка. В отличие от республиканцев, которые с радостью отреагировали на нападение преступника, в 2022 году проникшего в дом тогдашнего спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси и несколько раз ударившего молотком по голове ее супруга Пола.
А что уж говорить о варварском нападении на Капитолий 6 января 2021 года сторонников Дональда Трампа. Они, как мы помним, грозились повесить и Пелоси, и тогдашнего вице-президента Майка Пенса, и уже устанавливали деревянные виселицы на входе в цитадель американской демократии. Это что - были левые?
Кто-то в Америке сравнивает Робинсона с Раскольниковым, преисполненным мнимого величия: «Кто я, тварь дрожащая или право имею?»
А теперь те, кто поощрял преступников, настаивают на том, что критика в адрес властей создает климат насилия. Они представляют всех своих политических противников как криминальную среду.
Но в таких условиях демократия не выживает как рыба, выброшенная на берег. В Америке уже не идут лишь теоретические дискуссии о свободе слова - время для этого прошло. В Соединенные Штатах происходит термоядерный политический коллапс - поздно, как мы говорим, пить боржоми, когда печень мертва.
Согласимся с президентом Трампом - свободы слова в этой стране больше нет. Первую поправку к Конституции можно списать в утиль. Но остается могущественная Вторая поправка, которая дает всем мечтающим о величии раскольниковым оружие и возможность донести до человечества свое послание. И эту привилегию американцам из Carta Magna не уничтожить никому и никогда.

