Кунсткамера или паноптикум? Неудобная правда Самита Алиева
Как стало известно Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az.
А не рассказать ли мне вам, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые, о миролюбии? Думаю, самое время.
Так вот, на днях в стенах армянского парламента какой-то оппозиционный депутат и целый глава фракции «Честь имею» Айк Мамиджанян сказал, что «своевременное применение ракетных систем «Искандер» могло бы обеспечить совершенно иной результат войны», после чего добавил, что власти Армении боятся опубликовать заключение временной парламентской комиссии по расследованию обстоятельств 44-дневной войны.
В общем, все яснее ясного, человечек жалеет о том, что ударов по мирным азербайджанским городам было мало. Напоминаю, в ходе 44-дневной войны противник нанес ракетные удары по мирным кварталам Гянджи, Барды, Мингячевира, Тертера. Айк жалеет, что было убито недостаточное количество мирных граждан Азербайджана? Что ж, он уже наговорил себе на целую статью Уголовного кодекса Азербайджанской Республики, который, в смысле кодекс, очень не любит такие вещи, сидящие на скамье подсудимых в Баку могут подтвердить, но к ним, к подсудимым, я еще вернусь.
Это если и не антропологическая разница между нами и ними, то, как минимум, мировоззренческая, мы долгих 30 лет говорили: «К чему убивать, если мы можем договориться?», а вот они считали, что зачем договариваться, если азербайджанцы из Армении и когда-то оккупированного Карабаха были уже изгнаны… Ну, как все мы помним, оккупация закончилась для оккупантов не самым лучшим образом, и те 44 дня оккупанты будут помнить еще очень и очень долго, в страшных снах. Ну и сожалеть о том, что не применили ракетные системы «Искандер» по мирным азербайджанским городам. И именно поэтому, по причине того, что в армянском обществе слишком много таких мамиджанянов, и власти Армении не наказывают их за человеконенавистнические высказывания, их показное миролюбие мы расцениваем как вынужденную порядочность некрасивой и, как следствие, невостребованной женщины. Так кунсткамера или паноптикум? В случае с Айком все-таки паноптикум, это, как нам говорит энциклопедия, такая система слежения за множеством людей одновременно, в виде круглой постройки с единственной точкой наблюдения. Идеальная тюрьма, по мнению философа Иеремии Бентама. Думаю, намек понятен.
Но это еще не все, теперь перейдем к кунсткамере, кунсткамера — это собрание редкостей и непонятностей. Так вот, Аветик Чалабян, целый соучредитель инициативной группы «Айакве», заявил, что народ должен сам решать, закрыта страница какого-то там «арцаха» или нет. Ну, во-первых, народ уже решил, и решил этот вопрос по единственно возможной справедливости, все, хотевшие «миацума», наконец-то воссоединились с матерью-Арменией, о чем кричали аж с 1918-го года. Ну, а то, что воссоединившихся не очень любят в самой Армении и всячески их стараются из нее выжить — это их внутренние, сугубо армянские разборки, мы в Азербайджане не возражаем, правда, вот честное слово, не думаю, что карабахским армянам очень обрадуются в России, особенно в Краснодарском крае, но и это не наша проблема. Это также не является проблемой Франции, которая не собирается предоставлять свое гражданство карабахским армянам, а теперь внимание — прозвучит признание. Давид Мелкумян, который в свое время был одним из представителей армянской общины Карабаха на переговорах в Евлахе (как вы, наверное, помните, было такое, до окончательного разгона сепаратистской голубятни), сравнительно недавно заявил следующее: «Предложений со стороны Азербайджана было много, но решение принимал народ арцаха. А он решил, что мы не хотим жить с азербайджанцами». Ну вот, народ сам решил. И азербайджанский, и армянский. Правда, справедливости ради стоит отметить, что решение, принятое азербайджанским народом, гораздо более веское, серьезное и солидное. Так что господин Чалабян может соучреждать «Айакве» и дальше, а вот что-то посерьезнее, ну, я имею в виду рассуждения на заданную тему — это явно не его. Ну вот честное слово, лучше Бабеля и не скажешь, помните его «Как это делалось в Одессе»? Есть люди, умеющие пить водку, и есть люди, не умеющие пить водку, но все же пьющие ее. И вот первые получают удовольствие от горя и от радости, а вторые страдают за всех тех, кто пьет водку, не умея ее пить. Классики — они такие, зря ничего не скажут.
Далее. Базирующаяся в США организация Freedom House уже опубликовала информацию о том, что Азербайджан реализовал «комплексную, скоординированную стратегию освобождения от исторического и культурного присутствия во время военных операций 2020 и 2023 годов». Сейчас будут приведены аргументированные возражения. Всему этому есть резонное объяснение, потому что мы насмотрелись этого культурного присутствия за годы оккупации, там были разрушенные библиотеки, дома культуры, там были даже свиньи в мечети, в общем, культурнее не бывает. Долго этого терпеть было нельзя, вот и пришлось свиней из мечети выгнать. Говорят, что в ходе освобождения ни одной свиньи не пострадало, и нам за это «Гринпис» даже спасибо сказал… Так что негодование Freedom House-а мы считаем лучшим подтверждением того, что всё было сделано правильно.
И давайте уж как-нибудь обойдемся без ненужных рефлексий, свойственных записным гуманистам и профессиональным интеллигентам, и назовем вещи своими именами: на сегодняшний день армянское общество подавлено чувством собственного бессилия, и это не только наши наблюдения, это отмечают их, армянские аналитики. Так вот, этим чувством нужно не просто умело пользоваться и не просто его эксплуатировать. Наиболее целесообразным представляется это чувство всячески усугублять и подчеркивать при первом же удобном случае, но делать это, зная меру, не доводя общество противника до полного отчаяния и черной безнадеги, балансировать, что называется, на грани. Знание меры хорошо как для строительства паноптикума, так и для эксплуатации кунсткамеры.


