Любая задача по силам
Согласно сайту Бакинский рабочий, передает Icma.az.
Национальное возрождение предопределило успехи Азербайджана
17 ноября - точка отсчета национального возрождения азербайджанского народа, переступив которую, Страна огней ментально перестала существовать в парадигме советского пространства, последовательно стремясь к полному суверенитету и государственной независимости.
День национального возрождения является наглядным олицетворением наиболее важного этапа освободительной борьбы азербайджанского народа, который пришелся на времена распада социалистической системы и поздней советской власти. Взрыв негодования совпал с явной несправедливостью горбачевского правления - Политбюро и ЦК КПСС в целом заняли откровенно проармянскую позицию в карабахском вопросе, что сыграло объективную роль в восстановлении независимости страны.
Эта история берет свое начало с 14 июля 1969 года, обретя необратимый характер благодаря политической дальновидности и мудрости общенационального лидера Гейдара Алиева, ставшего единственным руководителем республиканских парторганизаций, сумевшего в условиях социалистического тоталитаризма стать «локомотивом» духовного возрождения нации.
В то время как его коллеги «брали под козырек» по любому поводу, слепо копируя московские наработки, общепризнанный патриарх геополитики стал незаменимым инициатором новых веяний.
Нетипичный для тех времен, не просто образованный, но мудрый и прозорливый политик сумел преобразовать смоделированную советскую методику управления в стратегические интересы, благосостояние и глубинное развитие республики. Он не только основательно переформатировал экономику бывшего «всесоюзного огорода», превратив ее в индустриально развитый центр, оснащенный самой современной техникой и промышленными технологиями того времени, но и кратно улучшил социальное положение населения, существенно повысив культурный и образовательный уровень населения как в Баку, так и на всей территории Азербайджана. Не только в столице, но и в других крупных городах и райцентрах были открыты новые заводы и фабрики, вузы, музеи, театры, библиотеки. За короткое время начали функционировать полностью усовершенствованные предприятия нефтяного машиностроения и неф-
тепереработки, а также химических предприятий - к концу 70-х годов в масштабах республики было введено в эксплуатацию 213 новых одних только фабрик и заводов, ориентированных на экспорт - 350 наименований продукции, производимой в Азербайджане, с успехом продавалось в 65 странах мира.
Если брать сухие цифры, то объем промышленной продукции, произведенной в 1970-1982 годах, был сопоставим с валовым аналогом всех послереволюционных лет. Это было феноменально, но ведь и в сельском хозяйстве была заложена основа процессов развития, не имеющих аналогов - были не просто возрождены, но и выросли в разы безосновательно сокращенные посевы пшеницы, хлопка, овощей, фруктов и бахчевых культур, а животноводство и птицеводство и вовсе развивались как на дрожжах. Но и это не главное.
«Народ всегда славится интеллигенцией, представителями культуры, науки и литературы» - любимая фраза общенационального лидера Гейдара Алиева, которая и стала лозунгом развития Азербайджана. И если раньше широкая мировая и советская общественность как бы не совсем представляла масштабы дарования Низами Гянджеви, Насими, Физули, современных выдающихся представителей литературы и искусства, именно в 1970-1985 годы стало традицией проводить юбилеи, выставки ярких представителей творческой интеллигенции. Да и «парад памятников» установил новый символический стандарт современного Баку, когда гости, гуляющие по столице, то и дело выходят на изваяния наиболее великих наших соплеменников.
В первый период правления в советском Азербайджане Гейдар Алиев поднял на новый уровень развития не только вузы и техникумы, но и все очаги образования, начиная с дошкольных учреждений, функционировавших во всех, даже самых удаленных населенных пунктах. Таким образом, последовательная и целенаправленная государственная политика сыграла исключительную роль в повышении уровня образования, включая общую культуру и интеллект нации.
Исключительной заслугой выдающейся личности перед обновленным общественно-политическим самосознанием азербайджанцев является создание условий для получения высшего образования за пределами республики свыше 15 тыс. юношей и девушек в более 170 именитых учебных заведениях, включая все вузы Москвы, Ленинграда и Киева. Часть выпускников оставалась в городах обучения, формируя качественно новую диаспору - если раньше наших соплеменников ассоциировали с рынками, сегодня не только в Москве, но и в Силиконовой долине США, в престижных корпорациях Евросоюза трудятся тысячи азербайджанцев, обладающих высочайшей квалификацией в десятках современных профессий. Однако основная масса выпускников иногородних вузов, в соответствии с замыслом общенационального лидера, вернулась в Баку и родные регионы.
Таким образом, в лучших советских кузницах кадров того времени были подготовлены высококвалифицированные ученые, врачи, преподаватели, инженеры, офицеры - в общей сложности представители 250 профессий, охватывающих более 80 отраслей народного хозяйства, науки, образования и культуры, в которых особенно нуждалась республика.
Все эти шаги имели стратегический замысел - Азербайджан к середине 1980-х годов был полностью готов к «самостоятельному плаванию», так как отлично знавший основы и характер руководства советской власти Гейдар Алиев не видел перспектив республики в «дружной интернациональной семье народов». Так оно и вышло на деле.
Война в Афганистане наиболее ярко обнажила изъяны «оплота борьбы с загнивающим империализмом», подорвав экономические, политические, духовные и идеологические устои СССР. А политика откровенной дискриминации, проводимая «перестроечным мозговым центром» империи в отношении того же азербайджанского народа, приобрела оголтелый характер.
Так при поддержке горбачевской клики армяне выдвинули необоснованные территориальные притязания к нашей республике в бывшей НКАО. Массовая вырубка деревьев, зверства, учиненные армянами в лесу Топхана под Шушой и безнаказанное убийство двух наших соплеменников близ Агдама, всколыхнули искренние национальные чувства всего населения. Если помножить этот фактор на фундамент государственности (азербайджанский народ, еще в начале ХХ века познавший вкус свободы, осознал в те дни историческую возможность избавления от советских оков и обретения долгожданной независимости), не удивительно, что назревшее на фоне сепаратистских митингов в Ханкенди в феврале - мае 1988 года национально-освободительное движение к осени обрело широчайший размах.
17 ноября 1988 года на главной площади Баку - Азадлыг (Свобода) начался бессрочный митинг против антиазербайджанской политики советского государства во главе с генсеком Политбюро ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. На площади вначале собрались тысячи недовольных людей (в основном студентов и рабочих наиболее крупных предприятий столицы), затем неожиданно для партийного актива наплыв стал массовым. Спустя сутки протесты охватили уже сотни тысяч человек, которые безостановочно протестовали против политики двойных стандартов, проводимых Кремлем и Старой площадью.
Люди в основном по наитию понимали, что центр несправедливой отправкой на пенсию и снятием со всех занимаемых постов общенационального лидера Гейдара Алиева втянул республику в глобальную авантюру. А потому протесты, продолжавшиеся без устали 17 дней - вплоть до 5 декабря 1988 года, когда на площади Азадлыг появились танки с первыми жертвами и введением комендантского часа - вовлекли миллионы граждан, став наиболее массовой акцией в истории СССР.
Уже осенью 1987 года в приграничных районах появились первые беженцы из Армении, выдворенные оттуда исключительно по национальному признаку, а в начале зимы 1988 года началась открытая агрессия АрмССР против АзССР. Видя равнодушное отношение к этим событиям центральной власти, наделенной огромными полномочиями, шовинисты и националисты изгнали из мест постоянного проживания свыше 200 тыс. азербайджанцев. Имея административную и силовую поддержку местных властей и воинских частей, активные ненавистники тюркского этноса не просто проводили этническую чистку, но и убивали наших соплеменников. Причем чувствуя безнаказанность, делали это изуверски - заживо заваривали в трубы и сжигали, привязывали к спинам кипящие самовары и вспарывали животы беременным женщинам под улюлюканье озверевшей толпы, которая сегодня, обжегшись об нацизм, вдруг начала «печься о мире и достойном возвращении домой многострадальных карабахских армян». А ведь именно сепаратисты в середине февраля 1988 года учинили массовые беспорядки в бывшей «НКАО», пятый раз во времена СССР подняв вопрос о выходе автономной области из состава Азербайджана.
Впрочем, их активность не была случайной - в октябре 1987 года «академик» Абель Аганбегян дал интервью газете французских коммунистов «Юманите», а в марте 1988 года Совмин СССР, приняв подготовленное им же постановление «О социально-экономическом развитии Нагорно-Карабахской автономной области», фактически вывел этот край из подчинения Азербайджанской ССР.
Однако тогдашний конформистский официальный Баку встретил сам факт с воодушевлением, выразив надежду на то, что «данное постановление создаст благоприятные условия для ускорения развития производительных сил автономной области». Именно после этого перестало быть эффективным так называемое «телефонное право»: со всех концов страны люди начали стекаться в Баку, собираться на тогдашней площади Азадлыг, проводить митинги против действий националистов и безразличия местного советского руководства, обязанного хотя бы формально обратиться за апелляцией к центральной власти. Словом, за той горбачевской провокацией (хотя он настаивал на том, что «ни сном, ни духом») последовала цепная реакция, приведшая к необратимым процессам.
Объективные предпосылки недовольства тюркского этноса зрели десятилетиями, став очевидными после того, как советское руководство из всесоюзного бюджета «назло врагам» профинансировало водораздел - в середине 1960-х годов близ Иревана появился демонстративный памятник жертвам так называемого «геноцида армян», но при этом тюркские нации обязаны были «хранить верность дружбе народов» и принципам интернационализма. При таком разделении Москвой «единого советского общества» на своих и чужих плотину должно было прорвать, и это случилось именно в Баку 17 ноября 1988 года, хотя беды азербайджанского народа начались годом ранее, когда армянские экстремисты, дождавшись отставки Гейдара Алиева 21 октября 1987 года, приступили к осуществлению карабахской авантюры. Они хорошо знали, что с уходом общепризнанного лидера геополитики из Кремля наша республика останется без стержня, опоры и защиты, и что ее голос не будет услышан в коридорах центральной власти.
Но не только предвзятая политика союзных властей стала причиной протеста и гнева широких масс - больше всего нас раздражала откровенная демонстрация руководством республики равнодушия к судьбе народа. А потому события 17 ноября - 5 декабря 1988 года стали определенной вехой в истории, когда мы, сплотившись в единый кулак, сумели доказать, что умеем постоять за себя, защитить свое право и земли. И не вина народа, что мощный всплеск гнева не нашел тогда адекватного русла, а управлять массами принялись амбициозные политиканы - те самые, которые в непримиримой войне за высокие кресла забыли о чаяниях масс, выдвинувших их на высокие посты. А ведь люди хотели немногого - решения накопившихся проблем, связанных с засильем несправедливости, особенно в национальном вопросе.
К сожалению, надо признать, что если на одном полюсе нагорно-карабахской трагедии стоял армянский сепаратизм и терроризм с территориальными притязаниями, на другом была неуемная жажда власти и некомпетентность местных политиков - как «коммунистов», так и «национал- патриотов». «Если бы праведный гнев азербайджанцев, чувства национального пробуждения и возрождения, сплотившие народ как нерушимую силу на площади Азадлыг, были бы использованы конструктивно, сегодня мы не занимались бы проблемой Нагорного Карабаха», - с сожалением констатировал впоследствии общенациональный лидер Гейдар Алиев.
Его возвращение к власти в июне 1993 года стало той точкой опоры, с которой по сути и началось истинное национальное возрождение. Встав по призыву народа у руля молодого государства, великий лидер укрепил нашу независимость, сделав ее необратимой, начав полномасштабные реформы и выведя тем самым Азербайджан на передовые позиции на мировой арене.
Неподражаемый духовный и политический наследник общепризнанного патриарха современной геополитики Президент и победоносный Верховный Главнокомандующий Ильхам Алиев вывел нацию на ранее недосягаемые для общественно-политического сознания рубежи. Благодаря его проницательности, железной воле и умению реализовывать любые межрегиональные инициативы во имя национальных интересов Азербайджана страна поэтапно переросла уровень ведущего государства Южного Кавказа, в рекордно короткие полтора месяца сломав хребет оккупантам, самостоятельно выполнив резолюции Совбеза ООН и восстановив историческую справедливость. Оставалась «малость» - полный государственный суверенитет в конституционных нормах, что и было выполнено доблестными солдатами и офицерами Национальной армии в результате точечной антитеррористической операции 19-20 сентября 2023 года, по итогам которой государственные флаги Азербайджана начали развеваться перед зданиями всех органов власти, включая бывший рассадник сепаратизма в Ханкенди и штаб-квартиру РМК РФ в Ходжалы.
То был последний аккорд былой эпохи, теперь же азербайджанский народ, мудро сплотившийся в Железный кулак вокруг Президента Ильхама Алиева, призван решать новые стратегические задачи, среди которых нет таких, что ему не по силам.

Просмотров:77
Эта новость заархивирована с источника 14 Ноября 2025 02:39 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
Контакты
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые


















