Мифы Минской группы и страх открытых границ Неудобная правда Самита Алиева
Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az, информирует.
Экс-премьер Армении Хосров Арутюнян, стоявший у истоков формирования Минской группы ОБСЕ в 1992 году, утверждает, что даже ликвидация Минского процесса не будет означать, что «карабахский вопрос» окончательно закрыт. Он заявил что-то вроде того, что Азербайджан «разрешил международно-признанный конфликт в Карабахе путем нарушения международного принципа исключения применения силы или угрозы применения силы». Ну что, все всё поняли, да? Изгнание азербайджанцев из Армении и последующая оккупация Карабаха с полным изгнанием оттуда азербайджанцев, по мнению Хосрова, не являются нарушением международного права и не считаются этнической чисткой, так что ли? Но это еще не все.
Чуть позже гражданин добавил, что никакой конфликт не может считаться урегулированным вследствие применения грубой силы, чем здорово развеселил человека, который все-таки получил кое-какое образование. Меня, в смысле, развеселил. Ну да, Германию и Японию за устроенные в ходе Второй мировой войны безобразия вернули в рамки исключительно путем многолетних увещеваний и раздачей конфет, ага-ага. Нет, кое-что им, разумеется, раздали, только это были не конфеты. Дело в том, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые, что международное право само по себе не запрещает ведение войн, потому что… Да потому что все прекрасно понимают, что война — это естественное состояние для человека, ну хорошо, одно из наиболее естественных состояний, это биология, но углубляться в рассуждения на эту тему я не стану, чтобы окончательно не прослыть милитаристом и империалистом. Хотя… Ну да ладно, я над этим еще подумаю…
Кроме того, армянам, проживавшим на территории Карабахского региона, было предложено принять азербайджанское гражданство, и это было очень щедрое предложение. Но они сами сделали свой выбор. Так что — хочет того кто-то или нет — но вопрос закрыт. Нет, я, в принципе, ожидал, что после роспуска Минской группы ОБСЕ кто-то обязательно закатит истерику и даже начнет кататься по полу по этому поводу, мне просто казалось, что хотя бы аргументы у катающихся будут более-менее адекватные. Потому что, во-первых, роспуск Минской группы означает, что все ранее принятые решения МГ по армяно-азербайджанскому конфликту признаются недействительными, а во-вторых… Во-вторых, наш народ считает, что этот вопрос закрыт окончательно, а что и кто там думает по этому поводу — нас совершенно не интересует. И не надо делать так, чтобы этими думающими заинтересовалось наше министерство обороны.
А Варужан Гегамян, который не только Варужан (Варужан, если не ошибаюсь, в переводе означает «великий воин»), а который еще и тюрколог, вообще заявил, что главным залогом развития Армении является борьба, а еще, цитирую, «главным залогом независимости и суверенитета Армении — а значит, и прочной государственности, и развития нас, армян, живущих как в самой Армении, так и в диаспоре — на протяжении последних более чем ста лет оставалась взаимосвязь трёх юго-восточных регионов Армянского нагорья: Нахичевана, Сюника и Арцаха» (конец цитаты). Я, конечно, могу ошибаться, поэтому поправьте меня, если я ошибаюсь, но как по мне, так именно эта борьба и привела не к развитию Армении и ее прочной государственности, а наоборот. Ну, за что, как говорится, боролись. Но это еще не все, великий воин добавил, что если будет борьба — у нас, в смысле, у них, у армян, появится новая и развитая экономика, растущий авторитет, образование с настоящим смыслом, растущее население и многое другое. Вот тезис о том, что в ходе борьбы у них появится растущее население… Ну… Вот с одной стороны и комментировать не хочется, потому что снова скажут, что я пошляк и постоянно издеваюсь, а с другой стороны – соседушки, ну нельзя же самим так подставляться… Ладно, ладно, молчу, хотя не обещаю, что больше не буду. А потом, ну, видимо для того, чтобы усилить эмоциональный эффект, добавил, что если борьбы не будет — Армения постепенно превратится в дешёвый и пустеющий гостиничный номер, а в итоге — в турецкую провинцию.
Ну, я не раз говорил, что пропаганда не всегда должна говорить правду, она больше заточена на то, чтобы бить по эмоциям, но хоть какая-то доля правдивости в пропагандистских высказываниях быть все-таки должна. Вот честно, я никого не хочу обижать, просто предлагаю подумать. Для чего Турции нужна Армения в качестве провинции? Особо в Армении поживиться нечем, как на той планете Шелезяка из мультика, еще раз призываю никого не обижаться, считайте это аллегорией, если знаете значение этого слова, а уж опасения, что «турецкий и азербайджанский капитал скупит все в Армении на корню», не выдерживают никакой критики. Еще раз – любое действие любого вменяемого государства продиктовано экономической целесообразностью. Одна графа – это расходы и издержки (причем не только финансовые), другая графа – предполагаемая прибыль. Это нужно просто запомнить, никто и никогда не начинает войн из соображений идеализма, за этим всегда стоят экономические интересы. Да, факторов бывает масса, но экономические интересы доминируют всегда и везде. В 1987-м году Армения неспроста выдвинула к нам территориальные претензии. Мозговые центры, которые за ней стояли, прекрасно понимали, что распад СССР всего лишь вопрос времени, а с наличествующей экономической базой Армении просто не выжить. А Карабахский регион Азербайджана – это плодородные земли, развитое сельское хозяйство и источники воды. И именно поэтому Армения решилась на экспансию, но просчиталась. Потому что мы всегда приходим за тем, что принадлежит нам по праву. А что до тезиса «ара, эти проклятые турки все здесь скупят», ну вот еще раз – обижайтесь или нет, но литература штука красноречивая…
Помните Стругацких, «Трудно быть богом» и замечательный диалог между главным героем, доном Руматой, и доном Рэбой, министром охраны короны? Дон Рэба спрашивает Румату: «Вы богаты?», на что Румата отвечает: «Я мог бы скупить весь Арканар, но меня не интересуют помойки»... Грубовато, согласен, но из песни слов не выкинешь, а из книжки не вычеркнешь, так что беспокоиться вам совершенно не о чем.


