Мир требует воли Армянские элиты и конституционный вопрос
Icma.az передает, что по данным сайта Caliber.az.
«Мы не видим проблемы в нашей конституции и говорим, что то, что озвучивается Азербайджаном, не является проблемой, и это подтвердил Конституционный суд Армении – единственный орган, который может дать такое подтверждение. Изменение конституции — это наше внутреннее дело, и не касается какого-либо другого человека, надгосударственного органа или государства», — с таким заявлением выступила министр юстиции Армении Србуи Галян.
Прежде чем приступить к разбору того, что происходит вокруг вопроса конституционной реформы в Армении, хотелось бы с самого начала отметить следующее. Во-первых, конституция – это внутреннее дело государства до тех пор, пока ее положения не касаются внутренних дел другого государства. Во-вторых, Баку не требует от Еревана просто изменить конституцию, он требует изменить ее в случае, если Армения хочет мира с Азербайджаном. Если Армения не хочет мира, то вопрос снимается. Мы просто отметим для себя этот факт (наличия территориальных претензий) и будем вести себя сообразно этой реальности.
Теперь попытаемся разобраться в контексте происходящего в Армении. Тут возможны три варианта. Во-первых, можно, конечно, объяснить слова Галян как попытку правящей партии привлечь в орбиту своего влияния часть реваншистских кругов.

Однако эти действия сомнительны, поскольку сеют растерянность в рядах электората, причем обеих его частей – как реваншистского, так и пацифистского. Взялся за гуж, не говори, что не дюж – гласит народная пословица, и именно ее должно взять на вооружение армянское правительство. Уж если вы взяли на себя ответственность довести дело до полноценного мира, то должны с открытым забралом встречать все сопутствующие вызовы. Да, конституционная реформа – это вызов для армянского народа, но это не вызов его будущему, это вызов его застарелым мифам, обветшалым представлениям о национальной исключительности. Только взяв на себя смелость освободиться от этого груза, можно довести дело до окончательного мира.
Более того, подобные разброд и шатания в армянском правительстве, какими бы целями они ни мотивировались, способны вызвать недоверие не только со стороны Баку (нам не привыкать), но и международных акторов, включая США, ведь именно в присутствии президента этой страны Дональда Трампа Никол Пашинян фактически взял на себя обязательство способствовать очищению армянского основного закона от территориальных претензий к Азербайджану.
Давайте в этой связи вспомним слова президента Ильхама Алиева из двух недавних интервью. В первом, данном им 9 августа в Вашингтоне азербайджанским журналистам, он сказал следующее: «Я не сомневаюсь, что с внесением изменений в Конституцию Армении – сама армянская сторона заявляет о необходимости таких изменений – территориальные претензии к Азербайджану из нее будут исключены. В противном случае это будет неуважением, прежде всего, к Соединенным Штатам Америки. Все знают, и наша позиция воспринимается с пониманием практически всеми ведущими международными акторами, в том числе Соединенными Штатами Америки – при подписании мирного соглашения должны быть решены все вопросы, и необоснованные территориальные претензии к нам должны быть оттуда исключены. Поэтому у меня нет никаких сомнений в этом вопросе. Еще раз говорю, когда это произойдет – это дело самой Армении. Мы не можем выдвигать здесь никаких предложений. Однако я считаю, что чем скорее, тем лучше. Потому что, на мой взгляд, не стоит терять время. Если Азербайджан и Армения парафировали мирное соглашение, то его официальное подписание не должно затянуться».

Во втором интервью, которое президент Азербайджана дал телеканалу Al-Arabiya, президент упомянул следующее:
«И мы знаем, что они работают над проектом новой конституции. Но если будет сильное внешнее вмешательство, то да, мы можем подумать, что это может нарушить ранее согласованные вопросы. Но это очень навредило бы самой Армении. Потому что, независимо от того, кто подписал документы в Вашингтоне, они были подписаны от имени Армении лидером Армении. Если там что-то произойдет, что-то изменится, и они отступят от подписанного, это серьезно ухудшит отношения между Арменией и Соединенными Штатами. Не только Соединенные Штаты, но и все международное сообщество поддерживало этот процесс, включая Европейский Союз, Турцию, наших друзей в арабских странах. Одним словом, все международное сообщество».
Таким образом, игра в кошки-мышки с электоратом, затеянная правящей партией Армении, рискует серьезно ударить по международному престижу Еревана, взявшего на себя обязательство в Белом доме быть последовательным.
Однако если описанный выше вариант происходящего оставляет все-таки реальный шанс для того, чтобы в конце концов все решилось положительным для мира образом, то следующие два варианта, которые мы рассмотрим ниже, не дают сторонам никаких шансов на мир и рискуют поставить Армению в ранг политических изгоев.

Один из них состоит в том, что на самом деле именно министру юстиции Пашинян дал озвучить окончательное мнение «партии и правительства», то есть ее устами сейчас было сказано то, что неминуемо объявит сам Пашинян, выиграв выборы в 2026 году. А именно, что он не собирается вносить в список конституционных правок никаких пунктов, указанных Азербайджаном. Армения в таком случае будет не только исключена из всех региональных проектов, но и будет продолжать рассматриваться Азербайджаном как страна, открыто позиционирующая себя в качестве угрозы его государственности, как говорится, со всеми вытекающими последствиями.
Пожалуй, таким же опасным для Армении является и третий вариант, при котором речь идет о внутренней борьбе в правящей элите. Представим себе, что кто-то внутри нее не согласен с линией Пашиняна и пытается воспрепятствовать конституционной реформе в части требований Баку.
Эта ситуация является опасной не только для Армении, но и лично для Пашиняна. Ведь если оппозиция курсу Пашиняна внутри партии примет критические масштабы, то там, того и гляди, не только до саботажа конституционных изменений, но и до вотума недоверия правительству будет недалеко. Курс нового правительства, которое, в таком случае, придет к власти под флагом реваншизма, приведет к болезненным для Армении последствиям, о которых в свое время президент Алиев не раз предупреждал.
Чтобы подытожить, необходимо отметить, что Пашиняну нужно смелее продвигать идею конституционной реформы, объясняя все преимущества отказа от территориальных претензий и представляя это как единственно правильный, решающий шаг на пути к установлению мира и благоденствия на Южном Кавказе. Одним словом, ему следует действовать согласно максиме: делай, что должно, и будь, что будет. Наступило время решительных действий.


