Не каждый обман мошенничество: Верховный суд уточнил критерии преступления
Icma.az, ссылаясь на сайт Media az, передает.
Уголовная коллегия Верховного суда Азербайджанской Республики разъяснила в своем решении по конкретному делу, в каких случаях деяние должно квалифицироваться как мошенничество.
Согласно требованиям уголовного закона и постановлению Пленума Верховного суда Азербайджанской Республики от 11 июня 2015 года №7 «О судебной практике по делам о мошенничестве», деяние, предусмотренное статьей 178 Уголовного кодекса (завладение чужим имуществом или приобретение прав на имущество путем злоупотребления доверием или обмана), считается мошенничеством в том случае, когда намерение обвиняемого направлено не на выполнение какого-либо обязательства при получении имущества или приобретении прав на имущество, а на безвозмездное и незаконное обращение чужого имущества в свою собственность или приобретение прав на имущество.
Эти права могут быть отражены в соответствующих документах, вытекающих из договоров и других обязательств (например, в доверенности, завещании, ценных бумагах, расчетных и страховых документах и т.д.). С субъективной стороны подобные преступления совершаются с прямым умыслом, то есть лицо, совершающее такое деяние, согласно требованиям статьи 25 УК Азербайджанской Республики, должно осознавать общественную опасность своих поступков (действия или бездействия), предвидеть их общественно опасные последствия и желать их наступления.
С другой стороны, согласно диспозиции статьи 178.1 УК Азербайджанской Республики, содержащей объективную сторону данного преступления, деяние может быть квалифицировано как мошенничество только в том случае, если лицо, преследуя намерение приобрести чужое имущество или права на имущество, злоупотребило доверием или использовало способ обмана.
Как видно из смысла закона, при совершении мошенничества лицо заранее ставит перед собой цель завладеть имуществом другого лица и правом на имущество, а затем для достижения этой цели либо злоупотребляет доверием потерпевшего, либо обманывает его, в результате чего добивается добровольной передачи ему имущества или права на имущество.
При совершении мошенничества с использованием обмана лицо умышленно вводит владельца имущества в заблуждение: предоставляет ложные сведения, фальсифицирует факты или умалчивает о них. В результате обманутый собственник добровольно передает свое имущество лицу, совершающему преступление.
При мошенничестве через злоупотребление доверием лицо, намереваясь завладеть чужим имуществом или правами на него, использует доверительные отношения с собственником. Взяв на себя обязанности по управлению или распоряжению имуществом, оно умышленно не выполняет их без уважительной причины, не собирается возвращать имущество и действует из корыстных побуждений.
Как видно, для квалификации преступления как мошенничество должно быть установлено, что лицо, совершившее такое деяние, заранее имело намерение завладеть имуществом или правом на имущество.
Источник: Trend


