Никогда не считал себя гиперзвездой: Эльчин Азизов о музыке, КВН и секретах успеха
Как стало известно Icma.az, со ссылкой на сайт Media az.
Сцена ценит красоту, но когда к ней прибавляются талант и трудолюбие, успех гарантирован. Народный артист Азербайджана Эльчин Азизов обладает всеми этими качествами, и, возможно, именно поэтому его звезда так стремительно взошла и ярко засияла на мировом оперном небосклоне.
Мог ли знать будущий выпускник Института искусств (ныне – Азербайджанский государственный университет культуры и искусств – ред.) Эльчин Азизов, выступая на сцене КВН в образе великого Лучано Паваротти в знаменитом номере «Три тенора», что роль эта станет для него пророческой? Что он, как и знаменитый итальянец, будет выступать на самых престижных оперных площадках и получать восторженные отзывы? И всё же лучше, если о своем пути он расскажет сам – коротко, но о главном.
О мелодиях детства
У нас дома был виниловый проигрыватель, а моей самой любимой пластинкой была аудиосказка «Рикки-Тикки-Тави» Киплинга. Я обожал слушать это произведение, оно сопровождалось потрясающей музыкой. Еще любил пионерские лагеря, всегда с нетерпением ждал лета. И даже умудрился побывать в «Артеке» в 1987 году. Звуки пионерского горна, который будил нас, звал на обед и возвещал отбой, – тоже остается ярким воспоминанием того времени. Особое место в моем детстве занимала музыка группы Zodiac – пластинку с их композициями я слушал с огромным удовольствием. Классика тоже присутствовала в моей жизни, хотя я не углублялся в нее. Зачастую брал в руки карандаш и изображал дирижера. В итоге им так и не стал, но непосредственное отношение к классической музыке все же имею.
О том, что дали родители
Самое главное, что дали всем нам родители, – жизнь, и мы перед ними в неоплатном долгу. Мои родители поддерживали любые мои попытки что-либо сделать. Меня никогда ни к чему не обязывали, ничего не навязывали, а наоборот – приветствовали мои увлечения и максимально способствовали реализации моих идей. И я сейчас стараюсь проецировать такое отношение на своего сына. Безусловно, существуют традиции и каноны, но очень важно не просто оставлять ребенка наедине со своими желаниями, но и помогать ему в этом. Я уже не говорю о хорошем воспитании, честности, порядочности, уважении к старшим и многом другом, что по умолчанию должно быть во всех семьях.
КВН для меня…
…колоссальная школа жизни. И что удивительно: средняя школа в наше время была 10-летней, и активный период КВН для меня продолжался примерно столько же. Это огромная по своей насыщенности часть моей жизни, и я безумно счастлив, что она у меня была.
КВН дал мне очень многое. В первую очередь, преданных друзей – мы давно уже стали одной большой семьей. Еще КВН дал мне уверенность на сцене, что помогает мне и по сей день. Работа с публикой, умение находить контакт с ней стало большой актерской школой.
О непростом решении стать вокалистом
На протяжении всей моей жизни близкие люди и даже просто знакомые говорили, что у меня хороший голос и мне необходимо заниматься пением серьезно. Но я воспринимал это с улыбкой и считал, что они не очень объективны. Решение стать вокалистом пришло не сразу: мне очень хотелось двигаться вперед, расти. И так получилось, что благодаря моей супруге в августе 2005 года я оказался в Летней академии Университета Моцартеум в Зальцбурге. Однако, очутившись далеко за пределами нашей страны, – там, где меня никто не знал как участника легендарной команды, – я попал в класс замечательного профессора Ричарда Миллера и буквально на первом же занятии исполнил произведение Моцарта. Преподаватель остановил меня и спросил: «А вы откуда приехали? Чем занимаетесь? И вы не пели до этого профессионально? Серьезно? А у вас все так поют?» Было видно, что он приятно удивлен. Я начал свое обучение у него и в итоге получил хороший отзыв. Этот человек не знал меня раньше, видел и слышал впервые, а значит – был объективным.
Вообще тема педагогов для меня очень важна. Все мои преподаватели – уникальные люди и замечательные музыканты. В связи с этим не могу не сказать о человеке, с которым начал заниматься в Баку и чей совет мне всегда ценен. Это прекрасный дирижер, заслуженный деятель культуры Азербайджана Азад Алиев.
О международных конкурсах вокалистов
Я являюсь лауреатом двух международных конкурсов – Бюльбюля и Вишневской. Это был первый шаг к большому успеху. Однако дальше участвовать мне не удалось из-за возрастных ограничений – я пришел в профессию относительно поздно. А конкурсы – это опыт, возможность себя показать, других послушать, бесценные советы жюри.
О самой важной сценической партии и партнерах по сцене
Надеюсь, что партия, которой я буду больше всего гордиться, еще впереди. Из тех, что уже спел, могу выделить три – партию Григория Грязного из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», партию Риголетто из одноименной оперы Верди и сложную, безумно интересную заглавную партию в красивейшей опере «Макбет». Ну и, конечно же, я очень горжусь своим участием в опере Бородина «Князь Игорь» – это и замечательная роль, и уникальная постановка, и потрясающая музыка.
Успех – это коллективный труд: очень важно, когда рядом находятся единомышленники, и потому в первую очередь хочу отметить родных и близких мне людей: это прекрасные вокалисты, замечательные и как люди, и как профессионалы – наш соотечественник, народный артист Азербайджана Юсиф Эйвазов и бесподобная Анна Нетребко – работать с ними одно удовольствие. Я с ними неоднократно оказывался и, дай Бог, еще не раз окажусь на одной сцене. С Юсифом мы пели в опере «Дон Карлос» в Большом театре, с Аней – «Иоланту» в нью-йоркской Метрополитен-опера. Еще у нас было множество совместных концертов – вместе мы объездили немало стран.
О счастье работать с великим Юрием Любимовым
Говорить о легендарности Юрия Любимова даже как-то неприлично – это величайший, уникальнейший человек и режиссер! В свои 94 года он ставил спектакль! Мы работали по шесть часов в день с небольшим перерывом. Для меня это был полный восторг, большая честь, гордость и счастье! Чрезвычайно приятно было то, что именно меня он выбрал на главную партию, на роль Князя Игоря – я исполнял ее и на премьере, и на спектакле, который был показан по телеканалам «Меццо» и «Культура». И все это было безумно почетно!
О Галине Павловне Вишневской
Галину Вишневскую «предрекла» мне моя супруга. Был август-сентябрь 2006 года, мы находились в Австрии. Это был какой-то тупиковый период в моей жизни. Обучение в Зальцбурге шло к своему логическому завершению, и мы не знали, что делать дальше. И вот тогда моя супруга вдруг сказала, что нам нужна Галина Вишневская. Причем на тот момент мы еще не знали о существовании замечательного Оперного центра этой российской певицы. Но очень скоро, в ноябре 2006 года, мне позвонил директор Азербайджанской государственной филармонии имени Муслима Магомаева, народный артист Азербайджана Мурад Адыгезалзаде и сказал, что Вишневская со своими учениками приехала в Баку и дает концерт в филармонии. Когда я сообщил об этой новости супруге, она заявила: «Ну все, за тобой приехали». Я пошел в филармонию, и Фатма Абдуллазаде, тогда заведующая отделом по вопросам гуманитарной политики Администрации президента Азербайджана, познакомила меня с Галиной Вишневской. Она послушала меня, после чего пригласила в Москву, и уже марте 2007 года я исполнил свою первую партию на сцене Оперного центра Вишневской.
Я всегда чувствовал ее особое отношение ко мне – это ярко проявилось в период подготовки к ее конкурсу. Правда, она всячески отговаривала меня от участия. Конкурс должен был пройти летом 2008 года. А в конце весны по приглашению народной артистки СССР Маквалы Касрашвили – на тот момент директора оперной труппы – я пришел на прослушивание в Большой и так стал солистом одного из самых престижных театров мира.
О бремени славы и ощущении звездности
Наверное, самое правильное определение славы и звездности дала Валентина Леонтьева. По ее словам, у славы три стадии: первая – когда тебе это безумно нравится, вторая – когда всё это тебя раздражает, а третья – когда тебе всё равно. И вот уже достаточно давно я нахожусь на третьей стадии, хотя и не считаю себя какой-то гиперзвездой, разве только в определенных кругах – где знают и любят и КВН, и оперу. Конечно же, приятно, когда тебя узнают не только в своей стране, но и за рубежом, приходят на концерты с твоей фотографией и просят автограф. Но тебя это не приводит в восторг и не раздражает… И это хорошо – не отвлекает от работы.
О главном в творчестве
Самое главное, что должно нести искусство, – всеобъемлющее понятие любви. Любви к Всевышнему, родителям, женщине, детям, друзьям, жизни, наконец, к Родине. Ведь все знаменитые истории, которые дошли до нас сквозь века и до сих пор волнуют человечество, – это истории любви. И если то, что я делаю сегодня, находит отзвук в душе зрителя, – это большое счастье для меня. Ради этого стоит жить и заниматься своей профессией.
Сеймур Закаряев


