ОДКБ не отпускает Армению: Москва требует определённости Ереван на перепутье
По информации сайта Caliber.az, передает Icma.az.
Армения вновь столкнулась с напоминаниями о своих обязательствах перед Организацией Договора о коллективной безопасности. Несмотря на то, что в феврале 2024 года Армения заморозила своё участие в организации, формально она остаётся её членом, что накладывает на Ереван определённые обязательства. Руководствуясь этой позицией, ОДКБ периодически даёт понять армянскому руководству, что членство в организации предполагает соблюдение её Устава.
После отказа Армении поддержать решение от 23 ноября 2023 года «О бюджете ОДКБ на 2024 год», последовала жёсткая реакция Москвы. Заместитель министра иностранных дел РФ Александр Панкин, выступая на XVII Веронском Евразийском экономическом форуме, подверг Ереван критике за финансовую задолженность в организации, заявив, что Армения может не оплачивать взносы два года, однако уже имеется задолженность за 2024 год, а срок её погашения истекает в конце 2025 года, после чего будут приняты соответствующие решения.
Негативную реакцию также выразила официальный представитель российского МИД Мария Захарова, подчеркнув, что невыплата взносов может привести к потере Арменией права голоса в организации. Она напомнила, что Россия покрывает половину бюджета ОДКБ, тогда как остальные участники вносят по 10%, и призвала Армению к финансовой ответственности.
Несмотря на громкие заявления армянского руководства о возможном выходе из ОДКБ, до реальных шагов дело пока не дошло. Москва же требует от Армении определённости в её внешнеполитическом курсе, в том числе по линии ОДКБ.
На этом фоне генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов в интервью «Известиям» подтвердил, что организация продолжает поддерживать рабочие контакты с Ереваном и сохраняет свои обязательства перед Арменией. Он подчеркнул, что республика остаётся союзником, а формат взаимоотношений между Арменией и ОДКБ не изменился.
Из этих заявлений следует, что ОДКБ заинтересована в полном восстановлении партнёрства с Арменией и даёт Еревану ещё одну возможность для пересмотра своей позиции. Косвенно на это указывают следующие факты.

Во-первых, в интервью российскому изданию Имангали Тасмагамбетов сообщил, что следующая сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ, предложенная президентом Кыргызстана Садыром Жапаровым, состоится в конце 2025 года. Этот месседж со стороны генерального секретаря можно расценивать как предложение Армении принять участие в предстоящем мероприятии организации. ОДКБ, таким образом, продолжает линию «мягкого давления», характерную для Москвы в отношении Еревана.
Во-вторых, примечательно, что завуалированное приглашение Армении к возобновлению сотрудничества с ОДКБ было озвучено Тасмагамбетовым практически сразу после того, как Ереван приостановил обсуждение законопроекта о присоединении страны к ЕС. Это решение стало неожиданностью для Москвы, что, вероятно, породило определённые надежды на возможный пересмотр Арменией своей внешнеполитической стратегии. В связи с этим в России, вероятно, ещё более внимательно будут следить за дальнейшими действиями армянского руководства в этом направлении.
В-третьих, становится всё более очевидным, что Москва добивается от Армении чёткого определения её внешнеполитического курса на долгосрочную перспективу. Если ранее Ереван мог балансировать между Россией и Западом, пользуясь терпением со стороны Москвы, то, судя по заявлениям официальных лиц РФ, эта тактика теперь пересматривается.
В последние месяцы Москва всё более настойчиво подчёркивает, что экономическая стабильность Армении в большей степени зависит не от Запада, а именно от России, и это признание становится всё менее спорным даже в самом Ереване. В этом контексте сигналы, исходящие от ОДКБ, являются тревожным предупреждением для Армении: несмотря на попытки дистанцироваться от организации, Москва, судя по всему, намерена предпринять все возможные меры, чтобы удержать её в своём поле обозрения.


