От Искандеров до Панцирей: дежавю российской тактики замалчивания
Президент Азербайджана Ильхам Алиев встретился с членами семей экипажа пассажирского самолета Embraer 190, принадлежащего ЗАО «Азербайджанские авиалинии», разбившегося при выполнении рейса Баку—Грозный, а также с бортпроводниками, выжившими в авиакатастрофе. Как подчеркнул глава государства, вина за авиакатастрофу лежит на представителях Российской Федерации. Ильхам Алиев ещё раз напомнил о требованиях Азербайджана: по его словам, «мы требуем справедливости, мы требуем наказания виновных, мы требуем полной прозрачности и человеческого поведения».
Он отметил, что если бы город Грозный своевременно предпринял меры по закрытию воздушного пространства, если бы наземные службы действовали в соответствии со всеми правилами, а между вооружёнными силами и гражданскими службами Российской Федерации была должная координация, то этой трагедии можно было бы избежать. Алиев также указал на попытки России выбрасывать в информационное пространство версии о «птицах», «газовом баллоне» и т. д.
В результате азербайджанская сторона отказалась от того, чтобы «чёрные ящики» самолёта расшифровывал Межгосударственный авиационный комитет. В переводе с дипломатического: доверие к России подорвано. И подорвано слишком сильно.
Более того, до сих пор Россия не признала свою ответственность за гибель азербайджанского самолёта. Мы услышали только расплывчатые заявления в стиле «нам жаль, что это произошло на нашей территории». И сказать, что такая «игра в молчанку» бьёт по репутации самой же России, и чем дальше, тем больнее, это ничего не сказать.
Наконец, проявляется ещё одна тенденция — этакий «пинг-понг» между Москвой и Грозным с попытками переложить ответственность друг на друга. То нам рассказывают о «чеченской ПВО», то заверяют, что «чеченской ПВО» не может существовать в природе, поскольку это единая система, которая подчиняется Москве. Версию о причастности Чечни затянули исключительно для того, чтобы подставить Рамзана Кадырова, и вообще в Грозном испытывают к Азербайджану самые тёплые чувства.
Самое главное, официальная Москва не торопится внести ясность, кто же контролировал в Чечне ЗРК «Панцирь». В информационном пространстве присутствуют разве что утечки, из которых следует, что командовали всем российские офицеры, и, скажем так, «контр-утечки», что вся ответственность лежит всё-таки на Чечне.
Как и то, что Рамзан Кадыров не извинился, но объявил явно запоздавший траур по погибшим и предложил Азербайджану материальную компенсацию, от которой в Баку отказались, тоже наводит на размышления. Как и спешное награждение Кадыровым своего племянника — как раз за «доблестную работу ПВО». А это уже дежавю. Нет, речь не только о малайзийском МН17. Всё очень напоминает историю с ОТРК «Искандер», которыми стреляли по Шуше.
Напомним: в сентябре 2016 года в Ереване проходит военный парад, где продемонстрировали ОТРК «Искандер» — с армянской камуфляжной раскраской. Но водители, также переодетые в армянский камуфляж, оказались сплошь славянами — в моноэтничной Армении.
Ещё в соцсетях военнослужащие российской базы в Гюмри сообщали, что поведут «Искандеры» на параде. В Азербайджане задавали вопросы: что происходит? «Искандеры» подарили Армении? Или это штатное оружие российской военной базы? Тем более что и «парадная коробка» российских военнослужащих, и российская авиация участвовали в этом параде вполне официально.
Наконец, их просто позволили покатать на параде или из них позволят и пострелять? Ответа не последовало. Но зато после 44-дневной войны армянские «обер-зинворы» начали наперебой делиться откровениями, что в последние дни и часы этой войны из ОТРК «Искандер» стреляли по Шуше.
15 марта 2021 года в Шуше сотрудники ANAMA обнаружили осколки ракеты от комплекса «Искандер-М», который вообще не подлежит экспорту! Последовала целая серия обращений к России: так кому же принадлежат «Искандеры»? Руки чьих офицеров были на пусковых кнопках? Ответа нет до сих пор.
И излишне напоминать: если в «серой зоне» оказываются ракетные комплексы уровня «Искандеров», это не может пройти бесследно для имиджа страны. Даже если официально никто ничего не припоминает.
И вот теперь то же самое происходит с «Панцирями». Которые то ли российские, то ли чеченские, то ли ещё непонятно чьи. Разве что в роли Пашиняна теперь выступает Рамзан Кадыров.
И опять нам старательно «затирают следы» и не дают чёткого ответа на вопрос, кто должен нести ответственность за запуск ракеты по гражданскому самолёту и за всё, что происходило потом. Воздержимся от ироничных вопросов, у кого больше реальных полномочий: у премьер-министра вроде бы независимой Армении или же у главы вроде бы субъекта федерации Чечни.
Важно другое: хотя бы формально Армения — независимое государство, а Чечня — субъект Российской Федерации. Рамзан Кадыров называет себя «пехотинцем Путина».
И ещё. Для запуска «Искандеров» требуются усилия одного расчёта. А вот для того, чтобы запустить по гражданскому самолёту зенитные ракеты, позабыв при этом объявить план «Ковёр», потом не отвечать членораздельно на запросы экипажа, глушить ему связь — это уже не просто ответ на вопрос, чьей именно обезьяне вручили гранату. Это системные действия, которые требуют куда больше акторов.
Как и запуск абсурдных версий вроде «баллон взорвался», «с птицами столкнулись» и т. д. Так что вряд ли манёвры в стиле «я не я, и ракета от «Искандера» не моя» помогут в случае с «Панцирями». И да, не стоит проверять прочность двусторонних отношений Баку и Москвы при помощи ракетных ударов.