Пашинян может вскоре уйти, а мир рухнуть: нужна ли такая сделка Баку?
Icma.az, ссылаясь на сайт Minval, передает.
Для Никола Пашиняна, премьер-министра Армении и недавнего вожака «шашлычной революции», прозвенел первый сигнал тревоги. Его партия «Гражданский договор» потерпела поражение на местных выборах в Гюмри и Паркарде. И если поражение в Паркарде ещё можно пережить, то Гюмри — второй по величине город Армении.
Более того, поражение Пашиняна и его «Гражданского договора» в Гюмри произошло на фоне падения рейтинга в «общеармянском» измерении. Уже накануне парламентских выборов 2021 г. рейтинг партии «Гражданский договор» составлял 25%. Что, в общем-то, уже было достаточно далеко от бешеной популярности Пашиняна во времена «шашлычной революции». Теперь же, согласно опросам, проведённым в начале 2025 года, этот показатель снизился аж до 11%. Не те цифры, с которыми можно рассчитывать на победу.
Более того, если раньше Пашиняна хоть как-то спасала разобщённость его противников, то, как показали выборы в Гюмри, армянская оппозиция научилась объединяться — да, пока это объединение «против», но оно уже работает.
А в 2026 году в Армении предстоят парламентские выборы. При таком раскладе общественного мнения и с рейтингом в 11 % шансов у Пашиняна и его «Гражданского договора» на блестящую победу не просматривается.
Всё это, конечно, внутренние дела Армении, если бы не одно обстоятельство. Прежде всего, антипашиняновская оппозиция представлена в основном откровенно реваншистскими силами. Так, в Гюмри представитель Коммунистической партии В. Гукасян, получивший наибольшее число голосов среди оппозиции, является сторонником реваншистской идеологии «Великая Армения от моря до моря». И вряд ли имеет смысл долго объяснять, почему приход таких сил в парламент в 2026 году может серьёзно затормозить мирный процесс. Будем реалистами: победившие в Гюмри и Паркарде силы фактически представляют бывших президентов Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна. Да, учитывая, что о криминальной диктатуре карабахского клана у армянских избирателей остались не лучшие воспоминания, нынешние оппозиционеры свои связи с Кочаряном и Саргсяном стараются не афишировать, но в реальности они выступают от имени тех же реваншистских сил.
А вот это уже никак не может считаться исключительно «внутренним делом Армении». Потому как на фоне прогнозов и аналитических выкладок, что победу на выборах 2026 г. в Армении могут одержать реваншисты, под вопросом и под угрозой оказывается уже процесс подготовки и подписания мирного договора с Азербайджаном. Да, его текст уже согласован. Но насколько эффективно и, простите, дальновидно заключать мирный договор с Пашиняном, лидером партии «Гражданский договор», если эта партия не пользуется достаточным авторитетом в армянском обществе? И её популярность стремительно падает? Посчитают ли этот договор легитимным возможные преемники Пашиняна, если через год ему не удастся удержаться у власти? А такой вариант развития событий, будем реалистами, не исключён. Сочтут ли они подписанный Пашиняном договор достаточно легитимным? Безусловно, в цивилизованном мире такой договор — это уже межгосударственные обязательства, и он не теряет силу, если одна партия проиграла, другая победила и т. д., и т. п. Но это в нормальных странах, а здесь речь об Армении, где о подписанных обязательствах забывают, пока ещё под ними не успели высохнуть чернила.
И самое главное — остаётся ещё вопрос конституционных изменений. В Азербайджане неоднократно заявляли открыто и на самом высоком уровне: перед тем как подписывать мирный договор, Армения должна убрать из своей конституции притязания на азербайджанские территории. В Армении вроде бы уже говорили о процессе конституционных реформ, но для принятия новой конституции Пашиняну, во-первых, понадобится парламентское большинство. А во-вторых, надо будет провести референдум. Парламентские процедуры по новой конституции Пашинян ещё может провести при нынешнем парламенте, где у него большинство. Но вот голосование по проекту конституции неизбежно превратится в «референдум о доверии» самому Пашиняну и его мирным инициативам. И вряд ли можно рассчитывать, что такого рода референдум Никол Пашинян сможет провести в свою пользу с рейтингом в 11 %. Что уже ставит под угрозу весь мирный процесс: если на референдуме избиратели скажут «нет», то новая конституция не будет принята. А при сохранении притязаний на Карабах в тексте конституции Азербайджан никакого мирного договора подписывать не будет.
А это значит, что победа оппозиции в Армении — пока что на местных выборах — выявляет очень опасные процессы в армянском обществе, где растут реваншистские настроения. И эти реваншистские настроения, будем откровенны, могут поставить под угрозу весь мирный процесс. И хотя до парламентских выборов и референдума по конституции ещё около года, просчитывать варианты и готовить ответные ходы надо уже сегодня. Потому как речь идёт о слишком серьёзных вопросах, где мы не можем позволить себе, чтобы очередной «армянский сюрприз» застал нас врасплох.


