Пашинян тянет резину, армянская армия курок
Как сообщает Icma.az, ссылаясь на сайт Minval.
На условной границе Азербайджана и Армении — очередной инцидент. Вечером 10 апреля подразделения вооружённых сил Армении открыли огонь из стрелкового оружия по позициям азербайджанской армии с позиций, расположенных в направлении населённого пункта Сейрек Мешя Товузгальского района, сообщает Минобороны.
Подразделениями нашей армии были приняты адекватные ответные меры. Сообщения о вооружённых провокациях с условной границы в последние дни приходят с пугающей регулярностью. И это особенно тревожно на фоне того, что происходит вокруг мирного договора между Азербайджаном и Арменией.
С одной стороны, текст мирного договора уже согласован. Однако, выступая на международном форуме ADA «К новому миропорядку», президент Азербайджана Ильхам Алиев напомнил, что «в отношении мирного соглашения мяч на стороне Армении. Я уже много раз публично заявлял, чего мы ждём от Армении в отношении нашей территориальной целостности и их конституции. Так что это известно. Как только это будет сделано и будет подписано мирное соглашение, не будет никаких препятствий для Южного Кавказа, чтобы попытаться стать интегрированным регионом».
А в Армении ситуация становится всё более неопределённой. С одной стороны, здесь как бы запущен процесс конституционных реформ. С другой — в Армении уже обозначают себе «отсрочку» по крайней мере до 2026 года. Комментируя в беседе с журналистами условия Азербайджана, которые, напомним, озвучил президент Ильхам Алиев на совместной пресс-конференции со своим немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером, министр юстиции Армении Србуи Галян всё же выдавила из себя: «Армения однозначно готова подписать “мирное соглашение”, и я не рассматриваю озвученные Азербайджаном мысли как предварительное условие, думаю, и правительство так не рассматривает». Дала понять, что упоминание о Декларации независимости из конституции в принципе можно и убрать. А потом перешла к главному. По её словам, «если мы говорим о новой Конституции, то это не простая задача, которую можно выполнить за 1–3 месяца. Это требует длительной работы специалистов, речь идёт о 8–10 месяцах». То есть текст новой конституции Армении появится в лучшем случае в начале 2026 года. Более того, из слов Србуи Галян не совсем понятно, будет ли к этому моменту уже принята новая Конституция или только готов её текст, который надо будет ещё принять и, как дают понять в Ереване, для этого понадобится проведение референдума.
Звучит всё вроде бы очень конструктивно и позитивно. Одно плохо: подписание мирного договора откладывается в лучшем случае до следующего года.
А вот тут есть нюансы. До 2020 года, пока азербайджанские земли находились под оккупацией, а азербайджанские граждане — на положении беженцев и вынужденных переселенцев, в Баку с понятным возмущением относились к тому, что «переговорный маховик» по сути прокручивается вхолостую. Сегодня для Азербайджана ситуация уже другая. Наша страна одержала безоговорочную военную победу, освободила свои ранее захваченные территории военным путём, на этих землях реализуется программа Великого возвращения… А безопасность азербайджанских границ обеспечивают азербайджанские силовые структуры, которые доказали всё, что необходимо, во время 44-дневной Отечественной войны 2020 года и антитеррористических рейдов сентября 2023 года. В такой ситуации Азербайджан может позволить себе ждать, пока Армения «созреет» до подписания настоящего мирного договора, а не какой-нибудь «скороспелки», которую Ереван пытался навязать Баку за последние месяцы неоднократно. И если сегодня необходимо подождать до окончания всей процедуры принятия новой конституции Армении — это для азербайджанской стороны не катастрофа.
Но вместе с тем до подписания мирного договора сохраняется риск и попыток силового реванша со стороны Армении, и тем более вооружённых провокаций, прежде всего на условной границе.
А вот тут надо быть реалистами. Прежде всего, ни многомесячная тишина на границе, даже фактический старт процесса её делимитации и демаркации ещё не означают, что противная сторона не преподнесёт очередной «сюрприз». Недавняя серия обстрелов азербайджанских позиций со стороны Армении, начистоту говоря, оставляет здесь мало сомнений. Тем более нельзя не заметить и продолжающуюся подготовку в Армении к полномасштабному силовому реваншу. Наконец, определённую пищу для размышлений, о чём уже рассказывал Minval, даёт и практически открытая деятельность в Армении реваншистских сил, в том числе связанных со структурами свергнутой оккупационной хунты. Что вполне может быть попыткой Пашиняна в очередной раз спрятаться за «сложности» с общественным мнением и затянуть те шаги к полноценному миру, которые он пообещал сделать. Да, армянские чиновники вроде бы говорят о мире, но будем реалистами: о том, что «миру нет альтернативы», в Ереване твердили и в те годы, когда держали под оккупацией азербайджанские земли.
Наконец, как об этом уже рассказывал Minval, популярность партии Никола Пашиняна «Гражданский договор» стремительно падает. Её поражения на недавних местных выборах и данные социологических опросов не оставляют сомнений: рейтинг Пашиняна сегодня — в лучшем случае 11 %. В таком случае как минимум нет уверенности, что Николу Воваевичу удастся, как уже отмечалось, провести изменения в конституции через референдум. Тем более что реваншистские настроения в Армении никуда не делись. Далее, победа «Гражданского договора» на парламентских выборах 2026 г. тоже как минимум не гарантирована. При этом соперники Пашиняна из реваншистского лагеря прямо дают понять, что не станут соблюдать подписанный нынешним премьером мирный договор.
А это значит, что пока, увы, нет полной ясности, на самом ли деле в Ереване готовы сделать шаг к миру и внести изменения в свою конституцию или же речь идёт об очередном обманном манёвре. И нам надо быть готовыми к любому развитию событий.


