Пашинян в Вашингтоне: миссия невыполнима? КОММЕНТАРИЙ ФАРХАДА МАМЕДОВА
Премьер-министр Армении Никол Пашинян уже третий день находится в Вашингтоне и, похоже, не спешит покидать американскую столицу. Возможно, его до сих пор гложет воспоминание о том, как его проигнорировали на инаугурации Дональда Трампа, и теперь он надеется на внимание со стороны американских властей. Однако пока что его единственные «встречающие» — представители армянской диаспоры с антиправительственными плакатами. Не самый радушный прием для зарубежного гостя.
Тем не менее, Пашинян не теряет времени даром. Он уже успел побывать в посольстве Армении, где его вновь встретили все те же протестные плакаты, выступить с лекцией в одном из вашингтонских университетов — правда, кто именно ее слушал, остается загадкой — и провести встречи с американскими законодателями. Среди его собеседников — сенатор-республиканец Роджер Уикер, конгрессмены Энди Харрис и Ричард Хадсон от той же партии, а также демократ Фрэнк Паллоне.
Судя по всему, армянский премьер пытается заручиться заверениями, что Соединенные Штаты не откажутся от подписанной при Джо Байдене Хартии о стратегическом партнерстве. Документ был скреплен подписью тогдашнего госсекретаря Энтони Блинкена, что накладывает определенные обязательства на Вашингтон. Вопрос, конечно, остается открытым: действительно ли новая администрация будет соблюдать эти договоренности или найдет способ их пересмотреть?
Однако для США Армения, мягко говоря, не является приоритетным направлением. В отличие, скажем, от Израиля или Египта, финансирование которых, несмотря на указ Трампа о 90-дневном сокращении международной финансовой помощи, отменять не стали. Разумеется, Пашиняну хотелось бы, чтобы его страна попала в этот «избранный клуб», но пока что такая перспектива выглядит маловероятной.
В сложившихся обстоятельствах у армянского премьера остается единственный вариант — попытаться наладить контакт с новой администрацией. Правда, в Белом доме к этому пока не проявляют особого энтузиазма. У Трампа есть повестка поважнее: война России и Украины, влияние на Ближнем Востоке, соперничество с Китаем за Арктику, а также вопросы трансгендеров в американской армии — все это явно интересует его больше, чем лекции Пашиняна в вашингтонских университетах. Хотя, возможно, когда основные геополитические задачи будут решены, президент США тоже найдет время для подобных публичных выступлений, но это уже совсем другая история.
Глава центра Исследований Южного Кавказа, политолог Фархад Мамедов, комментируя визит Пашиняна в США для Vesti.az, заявил, что главная цель визита – наладить связи с господином Трампом.
«С администрацией Байдена у Армении были налажены прямые связи. К тому же в США существуют влиятельные армянские лоббистские группы, которые, мягко говоря, не испытывают симпатий к Пашиняну. Поэтому ему необходимо заручиться поддержкой тех, кто имеет прямой выход на Трампа. Главную роль здесь играет дашнакская группа, влияние которой он стремится ослабить, пытаясь вывести армяно-американские отношения из-под их контроля», — отметил эксперт.
Он также подчеркнул, что у Пашиняна есть еще одна задача — подготовить почву для взаимодействия с новой администрацией США.
«Армянская сторона хочет понять, чего ожидает команда Трампа от Еревана в обмен на выполнение положений хартии о стратегическом сотрудничестве. Кроме того, символичным является участие Пашиняна в религиозных мероприятиях — эта тема сейчас в тренде у республиканцев», — добавил он.
По словам политолога, официальных данных о встрече Пашиняна с Трампом пока нет, но премьер пытается наладить контакты с чиновниками и частными лицами, близкими к новому президенту, чтобы продвигать свою политику.
«Главная цель Армении — добиться, чтобы администрация Трампа сохранила приверженность обязательствам по хартии о стратегическом сотрудничестве, подписанной при Байдене», — подчеркнул эксперт.
Комментируя недавнее закрытие USAID в Армении, аналитик отметил, что организация играла важную роль в двух направлениях.
«Во-первых, это поддержка правительства Армении — проведение реформ и содействие евроинтеграции. Во-вторых, значительная часть финансовой помощи направлялась на развитие СМИ и гражданского общества. Однако теперь многие НПО, сотрудничавшие с USAID, особенно те, кто занимался антироссийской деятельностью, заявляют о прекращении финансирования и требуют временной поддержки от правительства Армении», — подытожил Фархад Мамедов.