Пекин прорывает окно в Европу
По информации Zerkalo.az, передает Icma.az.
Изменившаяся в мире с возвращением Дональда Трампа в Белый дом и взятым им курсом на разрыв евроатлантического сотрудничества ситуация открывает неожиданные возможности для Китая.
Как пишет Neue Zürcher Zeitung, дипломатические круги КНР сейчас с энтузиазмом обсуждают, как можно использовать разлад на Западе, чтобы выйти из надвигающегося экономического кризиса в условиях, когда покупательная способность населения падает и темпы роста в 2024 году самые низкие за последние 10 лет.
Внешнеполитические деятели в Пекине стремятся сдвинуть с мертвой точки геополитический тупик, в который они сами себя загнали в последние годы. Дипломатическая неразбериха в Китае уже давно является головной болью для Си Цзиньпина. Растущее влияние страны не везде встречается с энтузиазмом. В то же время Си надеялся продвинуть китайский промышленный сектор с помощью высококачественного развития новых производительных сил, чтобы продавать больше китайских товаров на Западе и в других частях мира. Однако при Дональде Трампе эта стратегия может потерпеть неудачу в США из-за тарифов и пошлин.
Но текущий американо-европейский кризис и сближение между Вашингтоном и Москвой открывает большие возможности для продвижения китайских интересов, и не только экономических, в Европе.
Опасения Китая по поводу сближения Трампа и Путина имеют серьезные основания. Трамп еще в ходе предвыборной кампании в октябре прошлого года в интервью Такеру Карлсону говорил о своих намерениях разъединить Москву и Пекин. «Чего бы никогда не хотелось, так это того, чтобы России и Китай объединились. Мне придется их разъединить, и я думаю, что я смогу это сделать», — заявил он.
Как известно, во время первого срока Трамп начал торговую войну с Китаем, а также сделал китайский технологический гигант Huawei мишенью для санкций и кампании давления, чтобы добиться удаления его оборудования из сетей союзников; усилил военное присутствие и партнерские связи США в Индо-Тихоокеанском регионе; вел пропагандистскую войну из-за пандемии COVID-19. На этот раз для Си ситуация может выглядеть еще хуже. В 2016 году китайская экономика находилась на траектории гораздо более сильного роста, чем сейчас, а экономика США была анемичной. Сегодня ситуация изменилась, во многом благодаря собственной экономической политике Си за последнее десятилетие.
С возвращением же на вершину американской власти Трамп первым делом вновь ввел пошлины против Китая.
Шансов выиграть объявленную ему Трампом торговую войну у Си мало, но вот на дипломатическом поле у него появилась вероятность заменить США на европейском континенте, и такое окно возможностей предоставил ему сам Трамп, угрожающий Европе не только торговой войной, но и отказом продолжать быть ее гарантом безопасности.
Пекин, учитывая последствия американо-российского сближения и руководствуясь своими интересами, вынужденно меняет свою политику. На Мюнхенской конференции по безопасности министр иностранных дел Китая Ван И выступил после вице-президента США Вэнса и сделал ряд заявлений, который едва ли были приятны для Вашингтона. Министр отметил, что только на КНР приходится около 20% расходов ООН, Пекин полностью выполняет свои обязательства в рамках Парижского соглашения по климату и не действует в духе собственной исключительности, то есть не «делает того, что подходит ему в данный момент, а потом бросает это, когда оно ему больше не подходит».
Ван призвал к установлению более тесных связей между Китаем и Европой и заверил, что Китай и Европа — партнеры, а не соперники. «Китай всегда считал Европу чрезвычайно важным полюсом многополярного миропорядка. Вместе мы выступаем за мир, безопасность, процветание и прогресс», — такими словами Ван И завершил свою речь в Мюнхене.
Заявление Ван И упало на благодатную почву, в том числе из-за переговорной позиции Трампа по Украине.
Как пишет Neue Zürcher Zeitung, Пекин считает, что Киев с учетом американской позиции относительно российско-украинской войны, ее причин и принуждения к несправедливому миру может быть готов проявить стратегическую гибкость по отношению к Китаю, который поддерживал Путина в течение трех лет.
Одним из признаков этого стала встреча министра иностранных дел Украины Андрея Сибиги с его китайским коллегой Ван И на полях Мюнхенской конференции по безопасности. На ней Китай впервые указал на то, что давление на Путина может быть важным для прекращения конфликта. По крайней мере, именно так интерпретировали эти заявления украинцы.
Пекин, похоже, обозначил свою готовность внести вклад в гарантии безопасности и инвестиции в восстановление страны. Возможно даже развертывание китайских миротворческих сил.
Насколько Пекин сможет выполнить свои обещания в полном объеме, большой вопрос. В конце концов, Китай был одной из стран, предоставивших Украине гарантии безопасности в 2013 году, но не попытался предотвратить конфликт в 2022 году.
Однако, если действительно появятся признаки долгосрочного сближения между Белым домом и Кремлем, а китайская экономика продолжит падать, у Европы может появиться пространство для маневра в дипломатических отношениях с Китаем.
