Плахотнюк возвращается за властью наша аналитика
Согласно материалам сайта Haqqin, передает Icma.az.
Всего за несколько недель до парламентских выборов в Молдове ожидают возвращения беглого олигарха Влад Плахотнюка, которого 7 лет назад считали «серым кардиналом», лидером, который, как и Бидзина Иванишвили управляет страной из-за кулис. В то же время за ним закрепилась репутация этакого «средоточия зла», всячески поддерживаемая правящими проевропейскими силами во главе с президентом Майей Санду. Задержание Плахотнюка в Афинах с последующей экстрадицией власти республики поспешили объявить победой молдавского правосудия. Однако сам бизнесмен и политик фактически начал электоральную кампанию, пообещав «нормальные времена» и разоблачения, а в сетях нет-нет да появляется мем «придет – порядок наведет».
Во второй половине лета 2025 года ситуация с экстрадицией Владимира Плахотнюка из Греции в Молдову стала одним из самых обсуждаемых и резонансных событий на постсоветском пространстве. Она не только привлекла внимание общественности и СМИ, но и стала определенным индикатором политических реалий в регионе. «Попавшийся» греческой полиции на фальшивых документах олигарх внезапно выбрал тактику ускоренного возвращения на Родину вместо длительных процедур, обычно используемых по закону. По мнению многих политических экспертов, влияние Плахотнюка может привести к сокрушительному провалу правящей «президентской» партии на выборах 28 сентября.
Молдавский Иванишвили возвращается домой: в тюрьму или во власть?
От бизнеса до «захваченного государства»
Плахотнюк с давних пор входил в ближний круг экс-президента страны от Партии коммунистов Владимира Воронина. После 8 лет правления и падения власти коммунистов в 2009 году достигший финансовых высот Влад Плахотнюк вступил в Демократическую партию Молдовы (ДПМ) и вскоре возглавил ее, фактически отодвинув от руководящих позиций другого патриарха молдавской политики Дмитрия Дьякова. ДПМ быстро оказалась одной из ведущих политических сил страны. Её новый лидер занимал посты в парламенте и был одним из самых влиятельных игроков, контролируя значительную часть жизни Молдовы.
Несмотря на прозападный и проевропейский курс, продвигаемый им без радикального отрицания восточного вектора, к 2019 году его влияние стало вызывать все больше опасений у оппонентов и части общества, обвинявших его в использовании административного ресурса, коррупционных схемах, открытом давлении и сосредоточении власти в своих руках. Общественные активисты и политики вне зависимости от идеологических предпочтений характеризовали Молдову как «захваченное государство», а Влада Плахотнюка – как узурпатора власти и диктатора.
За время своей деятельности олигарх неоднократно становился объектом обвинений и расследований, связанных с коррупцией, отмыванием денег и злоупотреблением властью. Апогей пришелся на июнь 2019 года, когда в Молдове разгорелись массовые протесты против коррупции и попыток узурпации власти. При этом ситуация повторила эпизод 2015 года с отстранением и арестом главного конкурента Плахотнюка – премьер-министра от Либерально-демократической партии Влада Филата.
Тогда и местное, и международное сообщество поразила новость о краже из молдавского бюджета миллиарда долларов. Обвиняемым стал Филат благодаря показаниям еще одного политика и миллионера с обширными связями Илана Шора, состоящего в браке с певицей Жасмин. Все эти 10 лет молва твердит о воздействии на него, оказанном Плахотнюком: мол, было «предложение, от которого нельзя отказаться», вот Шор и написал «куда следует» чуть ли не под диктовку, да еще и с собственными признаниями. Как известно, Шор бежал из Молдовы до вступления в силу приговора о лишении свободы.
Изможденный Филат хочет открыть бутылку коньяка. Не для Плахотнюка, а для тещи!
Задержание Филата проходило на фоне массовых протестов, когда неожиданным образом вместе выступили пророссийские социалисты с радикальными проевропейцами. Экс-премьер сел в тюрьму. Там он отпраздновал 50-летие, о чем вспомнил на днях в интервью молдавским СМИ, рассказав, что получил на юбилей подарок от Влада Плахотнюка в виде бутылки 50-летнего коньяка. Пить не стал. Теперь, уже несколько лет находясь на свободе после решения об УДО, Влад Филат обещал тёзке аналогичный подарок к 60-летию, подсчитав его предполагаемый период заключения.
В период 2018 – 2019 годов в оппозиции правительству от Демпартии и её лидеру лично оказались чуть ли не все политические силы Молдовы. Парадоксальное объединение идеологических врагов повторилось, вновь начались массовые протесты социалистов во главе с тогдашним президентом Игорем Додоном совместно с либеральными «западниками», в чьих рядах состояла будущий президент Майя Санду. Кстати, именно она возглавила новое правительство в 2019 году после бегства Плахотнюка.
Недавно, комментируя его потенциальное возвращение и предстоящую роль в предвыборной кампании, весьма радикальный молдавский политик, симпатизирующий Румынии, а также автор множества громких разоблачений Серджиу Мокану озвучил одну из версий бегства Плахотнюка. По словам эксперта, бывший посол США Дерек Хоган напрямую сказал олигарху: «Если ты не уедешь из Молдовы, мы снимаем с тебя защиту, и ты останешься на милость российской преступной среды, которая здесь, в Молдове, тебя легко достанет. Я советую тебе уехать в США, где ты будешь под нашей защитой». Затем американский «контракт» завершился.
Сделка с послом США
Как бы то ни было, но, опираясь на редкостное единство враждующих молдавских политических кругов и разного рода закулисные слухи, большинство молдавских и зарубежных аналитиков сходятся во мнении, что в 2019 году внешние партнеры, условно относимые к Вашингтону, Москве и Брюсселю, пришли к соглашению: никого из них Влад Плахотнюк не устраивал. В ночь с 12 на 13 июня 2019 года он внезапно исчез из Молдовы, что стало, конечно, шоком и до сих пор не получило объяснения. Следы олигарха на какое-то время затерялись.
Вскоре после отъезда Генпрокуратура Молдовы объявила его в розыск по обвинениям в коррупции и злоупотреблении властью. Все они, так или иначе, связаны с нашумевшей «кражей века», то есть выводом миллиарда из госказны. Правоохранители в течение шести лет регулярно рапортовали о работе по сбору доказательств и расширению уголовных дел. Однако из-за физического отсутствия Плахотнюка на территории страны судебные процессы затягивались или оставались на стадии предварительных следствий.
Громом среди ясного неба прозвучала новость о задержании Влада Плахотнюка 22 июля 2025 года в аэропорту Афин. Как сообщалось, греческая полиция заподозрила его в использовании фальшивых документов. За два месяца до выборов правящая партия и правительство Молдовы назвали это победой молдавского правосудия, реформу и «чистку» которого они сделали флагманом своей политики в последние годы.
Одновременно появились неожиданные суждения о том, что Плахотнюк вновь всех переиграл и его задержание тщательно спланированный предвыборный демарш, а молдавские власти празднуют «пиррову победу». Согласно предварительным пояснениям экспертов, законодательство Греции позволяет затянуть экстрадицию на долгие месяцы, и, при наличии хороших юристов, Влад Плахотнюк мог и дальше жить на роскошной вилле в районе афинской Ривьеры, где аренда особняка в зависимости от сезона стоит 30 – 50 тысяч евро в месяц. При этом, хотя его «империя» не избежала потерь, он продолжал бы получать доходы и влиять исподволь на политические процессы в Молдове. Однако такие логичные прогнозы не оправдались.
Ренато Усатый прогнозирует успех реваншиста
В ожидании Плахотнюка
Спустя неделю после задержания, деклараций первых лиц государства и пояснений молдавских властей относительно предстоящих судебных баталий в связи с экстрадицией, Плахотнюк неожиданно выбрал упрощенную процедуру и согласился на ускоренную экстрадицию.
28 августа греческий суд объявил об окончательном решении по возвращению Молдове её задержанного гражданина. Адвокат этого гражданина Лучиан Рогак к вечеру того же дня сообщил, что официальное постановление об экстрадиции с учетом необходимых формальностей ожидается к 1 сентября. Значит, в соответствии с подсчетами экспертов, Влад Плахотнюк может прибыть в Молдову уже 2–3 сентября. Если установленный срок выйдет, в Греции его отпустят на свободу, и он, вероятно, сам сядет в самолет Афины – Кишинев. Встреча в любом случае будет пышной.
За минувшие недели только ленивый не упомянул о предстоящих проблемах для партии PAS и Майи Санду из-за возвращения опального «императора», и в числе этих комментаторов значатся очень авторитетные представители молдавского политического бомонда. Да и сам Плахотнюк не молчал, прямо или косвенно подтверждая догадки.
Фаворит прошлогодней президентской гонки, известный политик с неоднозначной репутацией Ренато Усатый прогнозирует потери правящей группе на предстоящих парламентских выборах порядка 10% голосов благодаря влиянию Влада Плахотнюка и переходу под его знамена руководителей на местах. Избирательный порог для партий в Молдовы – 7%.
«Что касается теории о том, что власть устроила ему ловушку, давайте будем честны: и они ожидали, что он будет бороться с армией адвокатов, чтобы избежать экстрадиции. Но что мы видим? Плахотнюк, похоже, сам хочет быть экстрадированным. Потому что, по его мнению, страной управляют уставшие люди. Если бы была сильная власть или если бы я был у власти — Плахотнюк боролся бы в судах всю жизнь, лишь бы не быть экстрадированным. Он не хочет в Молдову, чтобы сидеть 10–15 лет в тюрьме. Он хочет домой, будучи убеждённым, что, будучи экстрадированным, останется на свободе», - заявил в эфире местных СМИ Усатый, отвергнув возможность существенного тюремного срока для молдавского олигарха в Греции из-за слишком мелких обвинений.
Пророссийские силы пойдут за "серым кардиналом"?
Подобного мнения придерживается и другая участница прошлых выборов, популярный журналист Наталья Морарь, которая допускает, что Плахотнюка ожидает после выборов лишь домашний арест или судебный контроль. Напомним, подобный прецедент имел место у Илана Шора – и его партия, и он сам прошел в парламент, хотя являлся обвиняемым по делам о коррупции и отмывании денег в рамках «кражи века». Уже позже он бежал и превратился в одного из самых прославленных пророссийских «монстров» Молдовы, а его партию объявили вне закона.
Экс-премьер Ион Стурза, знаковая фигура молдавской политики, чей авторитет подкрепляет огромное состояние и обширные связи в Румынии, назвавший 10 лет назад Молдову захваченным Плахотнюком государством, утверждает, что последний намного опаснее для власти PAS, чем Шор со всеми его наработками. По словам Стурзы, возвращающийся олигарх готовил своё явление «по сценарию Шор-2», но более впечатляющему.
«Если Иланчик контролирует несколько «бабьих» батальонов – простите за женоненавистничество, - то у Плахи в Кишинёве настоящие дивизии: бывшие и нынешние госслужащие, прокуроры, судьи, журналисты, карманные активисты, партии-клоны. Все готовы к действию. Одни за деньги, другие – потому что их шантажируют», - поделился бывший глава правительства. Он напомнил про имеющиеся у Плахотнюка обширные досье на многих молдавских деятелей, отметив тех, кто имел с ним «интимные – в политическом или финансовом смысле – отношения».
О возможных разоблачениях и собранном олигархом огромном запасе компрометирующих сведений говорят с начала августа. На это обратили внимание многие эксперты. Среди них – один из ведущих специалистов страны в сфере юриспруденции Юрий Мэрджиняну, упомянувший о таинственном запрете или рекомендации «не трогать госпожу Майю Санду». Экс-президент Игорь Додон и вовсе утверждает, что и Санду, и другие представители правящей власти «боятся Плахотнюка» и того, что он может рассказать «в том числе по делу о краже миллиарда».
«Им сейчас перед выборами совсем не нужно его возвращение. Это перевернёт всю их повестку, разрушит всё, что они готовили. Они хотят фотографироваться с Макроном и Урсулой, а не комментировать заявления Плахотнюка. Кроме того, они боятся и некоторых «консервов» Плахотнюка, которые до сих пор остались в системе юстиции и прокуратуре», — заявил лидер социалистов в августе, добавив, что желал бы «видеть Плахотнюка по одному из своих дел». Додон, кстати, тоже находится под следствием.
Санду предстоит жесткая схватка
В свою очередь, депутаты «президентской» партии PAS и её сторонники в правительстве заявляют, что против них Плахотнюку «нечего предъявить». Например, парламентарий Лилиан Карп, приветствуя экстрадицию олигарха, назвал его «хорошим свидетелем», у которого «есть видеозаписи, как он подкупал депутатов, как собирал парламентское большинство, покупая депутатов у коммунистов и разрушая ЛДПМ», то есть партию Влада Филата.
Впрочем, почти сразу после задержания Влада Плахотнюка прозвенел короткий звоночек. Были опубликованы кадры 10-летней давности, на которых рядом с ним мелькнул член парламента и яркий активист PAS Раду Мариан. Он оправдался: мол, это его мама и брат получали финансирование через фонд Плахотнюка, а депутат и не знал, кто это такой.
С началом его экстрадиции на власти Молдовы посыпались обвинения в затягивании процедуры. Их озвучил и сам Плахотнюк, и его адвокат, и ряд экспертов, и экс-президент Додон, и даже один из прежних сторонников Санду – лидер протестов 2015 и 2019 года Андрей Нэстасе. В этой связи упоминалась как некомпетентность чиновников, так и потенциальный компромат. Задержанный олигарх утверждал, что молдавские власти просят страны Европы найти на него дело, чтобы отсрочить возвращение домой. Разумеется, Минюст и прокуратура Молдовы опровергли подобные заявления со ссылкой на законный порядок и с обещанием немедленно взять Влада Плахотнюка под стражу по прибытии в Кишинев.
Ранее важность экстрадиции политика подчеркивала президент страны Майя Санду. Она также подтвердила информацию о его тайных поездках в Москву, которую удалось проверить благодаря списку «поддельных документов и имён», что, по словам Санду, «ещё раз подтверждает не только его сотрудничество с Кремлём, но и визиты, которые состоялись как перед выборами в прошлом, так и в этом году». Сведения о контактах Плахотнюка с российскими властями опубликовало издание The Insider в июле, и в общей риторике PAS продвигается мнение о российской ангажированности олигарха. Однако в молдавском обществе с этим согласны далеко не все.
Новая старая партия и предвыборные выступления
Потенциальное присутствие Плахотнюка в электоральном поле неизбежно всколыхнет ситуацию, что понимают все участники предстоящих парламентских выборов в Молдове. Известный румынский политолог, специалист по Молдове Арманд Гошу очень ясно дал понять: учитывая незначительные достижения PAS в сфере правосудия за четыре года, возвращение в страну столь опасного оппонента может стать угрозой.
«Поймать Плахотнюка в Греции – это почти подарок. Но, опять же, даже в PAS не уверены, что это не отравленный подарок. И что, вернувшись в Кишинёв, Плахотнюк может создать им куда больше проблем», - считает политолог.
То, что Плахотнюк и его партия изначально оппозиционны и играют на пользу всей остальной оппозиции Молдовы вне зависимости от внешнеполитических предпочтений, очевидно. Вопрос упирается в ориентированность самого беглого олигарха. Среди более или менее системных политиков, кроме PAS и Майи Санду, по этому поводу явных заявлений не сделал никто. В более свободных и радикальных кругах склоняются к версии об участии США.
Все в недоумении: за процессом стоит Москва или все же Вашингтон?
Среди экспертов, допускающих подобную возможность, упомянутый ранее Серджиу Мокану предположил непричастность Влада Плахотнюка к «какому-то российскому проекту». По его мнению, россияне не станут иметь с ним дела из-за истории с «ландроматом», отмыванием российских денег через экономику Молдовы, и из-за мафиозного влияния. Другой известный аналитик Виталий Нагачевский считает, что «если он уехал под гарантии США, то только под гарантии США и вернётся» и что возвращение олигарха было спланировано.
Вскоре после бегства Влада Плахотнюка возглавляемая им Демпартия распалась на несколько политформирований. Одно из них под названием Современная демократическая партия Молдовы (СДПМ) вышла из тени во второй половине нынешнего лета, заявив также об участии в предстоящих парламентских выборах. По её спискам и будет баллотироваться Влад Плахотнюк.
Партия выступает с центристской позицией и критикует действующую власть. На парламентских выборах 2025 года СДПМ намерена представить себя как силу стабильности, модернизации и евроинтеграции. В программе партии делается акцент на борьбе с коррупцией, судебных реформах, развитии инфраструктуры и привлечении инвестиций. Особое внимание уделяется вопросам безопасности, энергетической независимости и поддержки малого бизнеса. В качестве важного аспекта указано сохранение национальной идентичности.
Роль Влада Плахотнюка в кампании пока остается неоднозначной, поскольку он не участвует в активной агитационной деятельности внутри страны, но это не мешает ему обращаться к жителям Молдовы через соцсети. Один из каналов был открыт незадолго до его задержания в Греции. 31 июля политик написал: «Я решил вернуться. Впереди важные события!». 1 августа он выступил с более развернутой публикацией, где рассказал о планах «доказать свою невиновность перед органами правопорядка Республики Молдова (или тем, что от них осталось после так называемой «реформы» последних лет)».
В этом и последующих сообщениях неформальный лидер СДПМ напомнил о «временах, когда в стране был порядок, достаток и достоинство», то есть о периоде своего пребывания во власти. Он также написал: «Хорошие времена пришли только для жёлтой власти. Но они боятся, что моё возвращение и голос разоблачат их ложь, цензуру и репрессии против собственного народа».
Позже Плахотнюк обратился к своим «бывшим коллегам из правительства и парламента, к бывшим и нынешним примарам, советникам, госслужащим, к многочисленным сторонникам из общественного и частного секторов» с призывом объединиться. В голосовом послании политик признал, что его «мотивирует продолжение политической деятельности» на благо государства.
«Что бы ни говорили обо мне, но даже мои оппоненты признают, что я способен организовать эффективное управление. Но к этой теме мы еще вернемся в ближайшем будущем», - пообещал Влад Плахотнюк.
В ответ на его выступления правящая партии, избравшая своим цветом желтый, подчеркнула, что там не боятся его возвращения. Как заявила пресс-секретарь PAS, «после шести лет в бегах Плахотнюк изображает из себя героя» и «будет по десять раз на дню пытаться «мутить воду» в информационном пространстве, чтобы отвлечь внимание», в то время как «люди требуют, чтобы всех бандитов вернули домой и привлекли к ответственности».
Тем не менее, отклики на призывы СДПМ и Влада Плахотнюка последовали достаточно быстро. В одном из наиболее значимых городов юга Молдовы Кагуле местные лидеры заявили о полной мобилизации и поддержке новых демократов. В числе их сторонников уже 15 мэров, 8 районных и 3 городских советника из Кагульского района, а также более 500 активистов. Растет число симпатизантов и в других регионах: на фоне разочарования нынешней властью и ее предшественниками в лице пророссийских социалистов жители Молдовы готовы ностальгировать и по временам Плахотнюка. Учитывая бледность других предвыборных объединений, его шансы на победу растут.


