Зять Эрдогана возвращается? наша корреспонденция
По информации сайта Haqqin, передает Icma.az.
На муниципальных выборах, состоявшихся в Турции 31 марта 2024 года, правящая Партия справедливости и развития (ПСР) впервые в своей четвертьвековой истории потерпела поражение. В своей речи сразу после выборов, запомнившейся, как «балконное выступление», лидер ПСР, президент Реджеп Тайип Эрдоган четко дал понять нации о грядущих переменах, а на заседании Центрального исполнительного комитета ПСР заявил о необходимости «смены знамени» в партийных рядах.
Еще летом прошлого года haqqin.az писал, что в качестве этапов предстоящих изменений Эрдоган рассматривает региональные съезды ПСР, а также большой съезд Партии справедливости и развития, запланированный на 2025 год. Тогда же мы предсказывали серьезные кадровые перестановки в партийных структурах, в том числе, возможную отставку руководителя стамбульского отделения ПСР Османа Нури Кабактепе.
Главная новость: грядушее возвращение зятя Эрдогана - Берата Албайрака в правительство. У зятя хорошие отношения с другим главным зятем - Кушнером
Летом турецкие СМИ писали, что планируемые Эрдоганом изменения ограничатся отстранением партийных функционеров, ответственных за поражение на муниципальных выборах. Считалось, что призывы к переменам либо не затронут состав правительства и Центрального исполнительного комитета ПСР, либо грядущие изменения будут минимальными.
Но по данным haqqin.az, в течение недели после предстоящего 23 февраля большого съезда ПСР, то есть, еще до начала священного для мусульман месяца Рамадан, в правительстве Турции произойдут значительные кадровые изменения.
Кто из команды Эрдогана остается, а кто уходит?
Среди министров, которые, как ожидается, сохранят посты, называют главу МИД Хакана Фидана, министра обороны Яшара Гюлера, министра финансов Мехмета Шимшека, а также министра экологии и градостроительства Мурата Курума.
Наиболее заметным изменением в Кабинете министров Турции по слухам станет раздел Министерства сельского и лесного хозяйства на два отдельных ведомства. В связи с этим в политических кругах Анкары обсуждается возможная отставка министра Ибрагима Юмаклы.
По всей видимости, уходит и Ибрагим Юмаклы
Среди других высокопоставленных чиновников, которых Эрдоган предполагает сменить, называют имена министра семьи и социальных услуг Махинура Оздемира Гекташа, министра торговли Омера Болата, а также министра труда и социальной защиты Ведата Ышыхана. То есть, вместе с Ибрагимом Юмаклы свои посты могут покинуть четыре действующих министра.
В политических кругах Анкары обсуждаются вероятные кандидаты на министерские посты в новом правительстве. Среди них Бюлент Туран, возглавлявший в 2015–2023 годах фракцию ПСР в парламенте, который в настоящее время занимает пост заместителя главы МВД, а также Эфкан Алы, занимавшего в 2013–2016 годах пост министра внутренних дел Турции, а ныне являющийся депутатом от Бурсы и заместителем председателя ПСР.
Кроме того, ожидается, что в состав нового правительства могут войти заместитель председателя ПСР, депутат от Стамбула Эркан Кандемир и бывший спикер парламента Турции Мустафа Шентоп.
Берат Албайрак возвращается?
Но наиболее обсуждаемым кандидатом на министерскую должность в новом Кабинете, несомненно, является зять президента Эрдогана, Берат Албайрак. Напомним, что в 2015–2018 годах он занимал пост министра энергетики и природных ресурсов, а в 2018–2020-х - министра казначейства и финансов.
Возвращается и экс-глава МВД Турции Эфкан Алы?
В 2020 году Албайрак объявил через соцсети о своей отставке.
Многие политические аналитики объясняют жесткую критику оппозиции в адрес Берата Албайрака не его профессиональной деятельностью, а семейными связями с президентом государства. Тогда как экономическая модель, предложенная Албайраком в период, когда он возглавлял Министерство казначейства и финансов, независимые эксперты признали наиболее подходящей для Турции.ё
В частности, в интервью haqqin.az в июне прошлого года политолог Хильми Дашдемир, руководящий исследовательским центром Optimar, отмечал, что предложенная Албайраком модель локализации промышленного производства была оптимальным шагом для вывода турецкой экономики из затяжного кризиса.
«Раньше мы только говорили, что в нашей стране есть нефть и природный газ, но никто не предпринимал шагов в этом направлении, - сказал Дашдемир. - Однако реализация проектов по добыче в Турции нефти и газа стала возможной, именно благодаря усилиям Берата Албайрака. В результате наша зависимость от внешних энергоресурсов несколько снизилась».
Эксперты связывают с именем Албайрака также появление в Турции первых буровых судов отечественного производства — «Фатих», «Явуз» и «Кануни». Именно при Албайраке судно «Фатих» обнаружило в турецком шельфе Черном море газовое месторождение с запасами в 710 миллиардов кубометров.
Кроме того, уже давно циркулируют слухи, что после президентских выборов в США Берат Албайрак, поддерживающий хорошие отношения с зятем Дональда Трампа, Джаредом Кушнером, может вернуться в Кабинет министров и занять там один из ключевых исполнительных постов.


