Поиск слабого звена
Как передает Icma.az, основываясь на информации сайта Бакинский рабочий.
Пашинян хочет «найти главного коррупционера»
На заре власти премьер-министр Армении обвинил в ряде преступлений, включая коррупцию, второго президента Роберта Кочаряна, теперь же он взялся за Сержа Саргсяна в поиске слабого звена.
Третьего президента соседней страны официально обвинили в крупной схеме взяток и отмывания финансовых средств. Как установил местный антикоррупционный комитет, будучи на высоких государственных постах (министром обороны, премьер-министром, а затем и президентом) он систематически использовал свое влияние для личного обогащения через аффилированные компании.
Судя по информации в армянских СМИ, центральным эпизодом дела стал проект битумного завода в Суренаване, реализованный через доверенное лицо М.Б., с участием офшорных фирм. Следствие утверждает, что экс-президент не только лично координировал создание компании, но и потребовал передать часть долей как взятку в пользу фирмы, связанной с его родственником, а также Левоном Кочаряном (сыном своего предшественника). Чуть позже, в 2015 году, активы завода и сеть автозаправок были также незаконно переоформлены на компанию, связанную с его зятем, получившую фактическую монополию на бензиновом рынке страны.
Помимо этого, Саргсян организовал выдачу $14 млн кредита через банк своего близкого друга и добился передачи $6 млн опять же в адрес сына Кочаряна - на основе поддельного договора займа. То есть речь идет о многоуровневой коррупционной сети, охватывающей как внутренние активы, так и иностранные инвестиции, а это значит, что Сержику инкриминируется также незаконное участие в предпринимательской деятельности, что прямо противоречит действующему законодательству страны.
Напомним, что бывший секретарь парткома Роберт Кочарян, хоть и на протяжении многих лет выстраивал систему, при которой государственные ресурсы использовались как личный источник обогащения, но делал это чужими руками, а потому судебные органы не могли окончательно «приземлить» его. Да и сам он не из «робкого десятка», так как посредством близких информационных агентств и газет делал ответные выпады, называя Никола Воваевича «Эйнштейном» и «гением №1» коррупции.
Помнится, тогда еще новый премьер-министр официально создал теперь уже окончательно ликвидированный «Фонд государственных интересов Армении» - ANIF (вот как громко звучит), в который первоначально было внесено $65 млн из средств налогоплательщиков. Под него создали офис, устроили туда друзей, родственников, членов семей, а через два месяца (!) деньги исчезли.
Или вспомним, как из так называемого «Всеармянского (тоже звучит неплохо для уха обывателя) фонда» в бюджет было перечислено $100 млн, а когда правительство мягко попросили отчитаться, Пашинян парировал: «Куда надо, туда и потратили». Тут надо бы прибавить, что за 7 лет правления партии «Гражданский договор» внешний долг Армении увеличился на $9 млрд, но опять же - нет даже соответствующего вооружения, не говоря об инфраструктуре и прочих вложениях, которые можно потрогать руками.
Потому сдается, что премьер-министра соседней страны волнует не коррупция, а исход предвыборной борьбы, чему есть масса примеров - так, власти Армении в рамках кампании против оппозиции за последнюю декаду арестовали несколько публичных фигур, дорвавшихся в разные времена до трибуны и больших денег, причем всех их, особенно церковников, следственный комитет и прокуратура обвиняют в подготовке государственного переворота. Прежде всего, арестован и отправлен за решетку «звезда» последнего года с небольшим архиепископ Баграт Галстанян, один из организаторов массовых митингов протеста лично против Пашиняна, к которому «9-й вал популярности» пришел после делимитации границы в Газахском районе, когда Азербайджану через решение межправительственной комиссии были переданы четыре села. Кроме того, неожиданно для многих, особенно в Москве, в тюрьме оказался один из крупнейших бизнесменов хайского происхождения, уроженец села Ташир Лорийской области, ныне президент одноименной группы компаний и пока еще владелец ЗАО «Электрические сети Армении» Самвел Карапетян или Ташир Само (на родине его знают больше по воровскому прозвищу). Именно он считается одним из главных спонсоров тамошней оппозиции, а заодно - крупнейшим меценатом армянской «апостольской» церкви, также требующей отставки действующего правительства «турок и предателей». Всего же за последние полтора недели арестовано не менее 15 одних только священников и митрополитов, не говоря о менее популярных представителях протестного электората.
С ними все понятно, но при чем тут Сержик, если он имеет высокую договоренность с Николом Воваевичем о взаимной поддержке? Вспомним разыгранный ими в мае 2018 года спектакль по передаче власти и как Саргсян, используя всевозможные методы и рычаги, делал все возможное, чтобы власти политического наследника ничего не угрожало - в том числе, раскалывал оппозиционное поле, «принципиально» отказываясь от объединения со своим лучшим другом советских времен Робиком Кочаряном и постоянно участвуя в общественных процессах, вопреки обещанию, что у него нет никаких политических амбиций.
Многие не знают, но социальные опросы обо всем (от тарифов на коммунальные услуги до электоральной поддержки претендентов на высшую политическую власть) заказывает именно Серж Азатович - это его «вотчина». Так вот, он часто делится лично отредактированными цифрами с представителями геополитических центров. И если присмотреться к ним внимательно, то они очень даже влияют на решения, принимаемые в Вашингтоне, Брюсселе, Париже и даже Москве. Судя по этим цифрам, получается, что если мизерный уровень поддержки «Гражданского договора» (11%) чуть не катастрофичен, все остальные вместе вообще не дотягивают до этого плинтуса.
Иными словами, эта информация по определению должна напомнить лицам, принимающим решения, что Никол Пашинян незаменим и у него нет конкурентов, а потому бессмысленно искать другого партнера. Но почему тогда власти решили оказать тотальный прессинг на удобного «оппонента», играющего на нескольких полях сразу? Возможно, таким образом, из правительства повторно создается имидж «непримиримого борца с коррупцией», но что будет, если Саргсяна просто возьмут и отпустят, как в случае с Кочаряном? Скорее всего, так и случится, однако сдается, Сержик и сам заинтересован в том, чтобы сойти с затратной и долговременной дистанции «политической оппозиции», понимая, что результат от «борьбы» в парламенте нулевой, а содержать целую фракцию депутатов с громким названием «Честь имею» слишком накладно.
Фидан САЛМАНЛЫ


