Портников: Европа должна защитить Украину, иначе давление России дойдёт до Южного Кавказа Minval Politika
По информации сайта Minval, передает Icma.az.
Переговорный процесс по урегулированию украинского кризиса идет полным ходом. Стороны обсуждают чувствительные моменты, ищут пути достижения компромисса. О процессе в целом, заявлениях сторон, возможных гарантиях безопасности и выборах в Украине в условиях войны в интервью Minval Politika своим мнением поделился украинский публицист, журналист Виталий Портников.
— Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что «мир понравится не всем». В то же время на фоне заявлений спецпосланника президента США Стива Уиткоффа о серьезном продвижении в переговорах Зеленский говорит о недопустимости вывода ВСУ из Донбасса. Как в целом Вы оцениваете ход переговоров? Какие у Вас ожидания?
— Для меня главным в переговорах, которые мы наблюдаем сегодня, является не согласование позиций между США и Украиной, а согласование позиций с самой Россией. А пока мы не увидели ни малейшего признака того, что РФ вообще готова к каким-либо условиям сохранения переговорного процесса и согласию установить мир. Для меня наиболее четким индикатором было бы согласие Путина прекратить огонь на российско-украинском фронте, прекратить обстрелы мирных украинских территорий, и только потом можно было бы договариваться об условиях мира. Ничего подобного мы не замечаем.
Но зато мы видим, что российский президент говорит уже не только о так называемом освобождении Донбасса, но и об «освобождении» «Новороссии» — региона, который, с его точки зрения, включает обширную территорию на левобережье Днепра. Поэтому следить за переговорами Зеленского с европейцами и американцами, конечно, важно, но пока это выглядит спектаклем одного актера – Дональда Трампа.
Когда мы увидим, что Россия готова к реальному примирению, мы сможем говорить о каких-либо условиях, связанных с миром и прекращением огня.
— Озвучиваются призывы провести выборы в Украине. Для этого необходимо менять законодательство, найти свободные средства, обеспечить безопасность избирателей и наблюдателей. Кроме того, надо решить вопрос реализации избирательного права граждан, оставшихся на оккупированных территориях. Насколько реальным выглядят разговоры о выборах? При том, что Зеленский готов…
— Мне кажется, что когда президент Украины стал говорить о неких возможностях проведения выборов в условиях военного положения, он тем самым откликнулся на заявление Дональда Трампа, говорившего о том, что в Украине уже долгое время не проводятся выборы.
Считаю эти заявления давлением на нашу страну, связанным с попыткой Трампа и его ближайшего окружения защитить не украинские, а российские интересы, потому что он находится в плену российского пропагандистского нарратива о нелегитимности украинской власти. Кстати, такой же нарратив Россией использовался в 90-е годы для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в Азербайджане и таким образом облегчить давление на страну.
Идея о том, что российская легитимная власть воюет с некими заговорщиками, не нова. Даже если мы представим себе изменение законодательства, согласно которому Украина сможет провести выборы в военное время, то как обеспечить безопасность этих выборов?
Зеленский обратится к Трампу с тем, чтобы тот посодействовал в решении этого вопроса. Очевидно, что никакие нормы не будут работать, если продолжится ракетная атака и обстрелы беспилотниками, военные действия на линии фронта. Тогда подавляющее большинство украинских граждан просто лишится возможности проголосовать. В таких условиях говорить о честности и прозрачности говорить не приходится.
Заметьте, что после этого обращения Трамп практически прекратил говорить о выборах, поскольку ему нечего было ответить Зеленскому. Никакого реального влияния на Путина, которое могло бы заставить российского президента прекратить огонь хотя бы в период предвыборной кампании, у него нет.
— Будут ли созданы условия для соблюдения всех договоренностей, достигнутых на переговорах? Как будет вырабатываться механизм, например, связанный с безопасностью Украины?
— Когда мы говорим об условиях, которые сейчас достигаются на переговорах, мы должны понимать, что это не настоящие переговоры, а то, что должно выглядеть согласованием условий между Украиной и США, а не между Украиной и Россией. Настоящие переговоры — это не Зеленский и Кушнер, а Зеленский и Путин о прекращении огня. Без согласия Путина все эти переговоры будут выглядеть постановкой.
Если даже представить, что в будущем удастся достигнуть каких-то возможностей в российско-украинских переговорах, мы не очень понимаем, какими реально могут быть гарантии безопасности Украины в условиях, когда США даже не уверены в том, что они готовы защищать европейских союзников от возможной дестабилизации, даже нападения со стороны России.
Мне кажется, что главной гарантией безопасности станет крах ультраправых сил, которые пришли к власти. Пока у власти находятся ультраправые, которые являются идеологическими союзниками Кремля, говорить о какой-либо реальной безопасности Европы и Украины не приходится.
— Как будет дальше себя вести ЕС, который остается под давлением США?
— Мне кажется, что они сейчас как раз могут протестировать свои собственные возможности. Европейцы воспитывались в традициях евроатлантической солидарности на протяжении десятилетий, причем нужно сказать, что это воспитание происходило не только по их собственной воле, но и под давлением американцев в первые годы после Второй мировой войны, когда в Вашингтоне были уверены, что только евроатлантическая солидарность поможет возродить Европу из руин, обезопасить и сохранить ее общие ценности.
К сожалению, сегодня мы наблюдаем картину, когда в Вашингтоне отказываются от общих идей и ценностей, доминировавших на европейском континенте десятилетиями, и поэтому во многом атрофировавших представлениях европейцев об их ответственности за собственную безопасность.
Сейчас наступает именно такой период ответственности. Если ведущим странам Евросоюза, ведущим странам НАТО удастся противостоять этому вызову, тогда мы можем говорить о самостоятельной роли Европы, тогда Европа сможет координировать свои отношения с США уже на новых началах.
Для того, чтобы это произошло, Европа должна защитить Украину, не допустить расползания российского влияния и агрессии в разных видах в ближайшие непростые годы.
От этой реакции европейцев будет во многом также зависеть и стабильность на Южном Кавказе, потому что я совершенно уверен, что в условиях, когда США не смогут предоставить свою гарантию безопасности для европейских стран, на Южном Кавказе мы увидим усиление давления России. Несмотря ни на какие разговоры об увеличении геополитической роли Турции, в Азербайджане будет непросто противостоять новым гибридным нападкам со стороны Москвы.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:79
Эта новость заархивирована с источника 15 Декабря 2025 18:24 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















