Пожары в бакинских новостройках: кто должен отвечать за безопасность? Minval Politika
Согласно сайту Minval, передает Icma.az.
Очередная трагедия в бакинской высотной новостройке, на территории Гарадагского района, на этот раз унесшая жизни еще четверых человек, в том числе детей. Не прошло и двух недель с пожара в Ясамальском районе (21 ноября), в результате которого погибли три человека и пострадали 25 жильцов новостройки.
24 ноября в пятиэтажном здании на улице Ахмеда Раджабли, в Наримановском районе, произошел взрыв, в результате пострадали 7 человек. Это далеко не единственные случаи возгорания и взрывов в новостройках, но самые трагические из недавних. Сколько еще должно произойти возгораний в новостройках, чтобы соответствующие органы пересмотрели свое отношение к требованиям пожарной безопасности? А события последних лет показывают, что старые правила уже не работают. И причин этому несколько.
Ранее Minval писал о некоторых из них — о недостатках жилых новостроек. Сегодня мы намерены продолжить эту тему, и поднять вопрос ответственности жилищно-строительных комбинатов и комендантов, якобы отвечающих за охрану и безопасность жилого объекта.
И как раз в прошлой статье источник в МЧС указал на то, что согласно требованиям подпункта 1.2 «Правил пожарной безопасности для индивидуальных гаражей, гостиниц, общежитий, жилых домов и административных зданий» ответственность за обеспечение высокого уровня пожарной безопасности в жилых домах, а также в зданиях, сооружениях и помещениях, предназначенных для обслуживания жилищного фонда, возлагается на органы управления жилищным фондом и эксплуатирующие организации».
Из этого следует, что в случае ЧС застройщик, который, как правило, сохраняет за собой право управления жилым фондом, и понесет ответственность за жизни проживающих там жильцов.
Разумеется, МЧС должно строго следить за обеспечением пожарной безопасности жителей новостроек, проводя регулярные проверки, со всеми вытекающими из этого последствиями. Это даже не обсуждается. Но что при этом должен делать комендант или застройщик? Из каких договоров и нормативных актов жильцы новостроек должны узнать об обязательствах коменданта? И вообще, регулируются ли договорами отношения между жильцами и комендантом, которому они, между прочим, платят ежемесячно. И за что сегодня жильцы новостроек платят коменданту?
Это не единственные вопросы, которыми должны задаться граждане, проживающие в новостройках, но главные. Именно они должны беспокоить жильцов новостроек, потому что происходящее вокруг указывает на повторение случаев возгорания в будущем. И кто в таком случае должен отвечать за допущенную халатность?
К примеру, в связи с пожаром в многоэтажном жилом здании на улице Мирали Сеидова (в Ясамальском районе) к ответственности привлечен директор Loft Klinika Бахруз Пашаев, арендовавший подвальные и нежилые помещения на первом этаже здания и нарушивший правила пожарной безопасности. И на сегодняшний день он единственный, кто отвечает за смерть жильцов. Но насколько это правильно? Ведь не он один принимал решение во время передачи в аренду подвального помещения жилого дома?
И вообще, задавались ли вы вопросом: какие объекты могут находиться в подвале жилой многоквартирной новостройки?
Обратите внимание на то, что в большинстве случаев пожары происходят именно в новостройках. Как вы думаете, почему сегодня «хрущевки», «ленинградки» и «сталинки» оказались более безопасным жильем, нежели новостройки?
Отчасти ответ на этот вопрос кроется в том, что подвальные помещения городских новостроек арендуются под цеха, мойки, магазины и прочие обьекты, которые не должны там быть, поскольку ставят под угрозу жизни жильцов из-за неконтролируемых вентиляционных и лифтовых шахт. Более того, далеко не каждый застройщик заморачивается на свод правил при строительстве стен коммуникационных шахт и коробов для прокладки трубопроводов и инженерных коммуникаций, который должны иметь пределы огнестойкости, соответствующие пересекаемым перекрытиям.
Вот требования к шахтам высотных новостроек с точки зрения пожарной безопасности:
Перегородки шахты выполняют из материалов с заданной огнестойкостью (кирпич, блоки, специальные ГКЛ-системы и т. п.).
Проёмы вокруг труб и кабели заполняют негорючими или огнестойкими составами.
Где через перекрытие проходят пластиковые трубы, применяют противопожарные манжеты и муфты. В случае пожара они должны вспучиться и пережечь трубу, перекрыв канал для распространения дыма и огня между этажами.
Любые работы в зоне шахты, которые меняют конфигурацию труб, воздуховодов или материалов заделки, должны согласовываться с проектом и управляющей организацией.
Ревизионные люки размещают напротив узлов, к которым нужно добираться: стояки, ревизии, шаровые краны, счётчики. Размеры люков подбирают так, чтобы через проём проходила рука с инструментом.
А на деле мы видим сплошную многоэтажную шахту без соответствующих перекрытий. И насколько правильно при таком положении дел безразборчиво сдавать в аренду подвальные помещения жилых новостроек?
А во многих новостройках доступ в подземные помещения свободный, практически 24/7. При этом управляющие компании (администрации МТК) совершенно не контролируют происходящие в них события: незаконные продажи таких помещений, переделки и перестройки в них, дополнительные установки там различного технического оборудования, нарушение пользования электрическими линиями, шахтами, перекрытие доступа ко всему подземному помещению или его части и т.д. и т.п.
И наконец, про ответственность коменданта. В настоящее время отношения между жильцами и представителем управляющей строительной компании регулируются устными договоренностями, то есть никак не регулируются. Никаких формальных обязательств по охране новостройки, обеспечению общественного порядка и безопасности жильцов комендант не несет, сбор денег с жильцов никем не контролируется. Тогда как во всех развитых странах действуют документы, регулирующие взаимоотношения между жильцом и комендантом, устав дома, правила проживания.
В таком случае возникает вопрос: зачем нам нужен комендант, который ни за что не отвечает, но при этом собирает с жильцов деньги? Только ли для обеспечения исправности лифта? Но для такого случая и существует ПО «Лифтремонт». Тогда для чего?
А ответить на этот вопрос должны государственные органы: Государственный комитет по архитектуре и градостроительству, МЧС, городская и районные органы исполнительной власти и коммунальные службы, МВД («Азеришыг», «Азеригаз», Служба водоснабжения, Управление по ремонту лифтов). Координация указанных органов должна привести к разработке договора между жильцом и комендантом, чтобы завтра в случае пожара отвечал не директор клиники, а тот, кто предоставил подвальное помещение жилого дома под объект и не подумал о последствиях. Если есть отношения, должен быть закон регулирующий эти отношения. А его, как мы видим, нет.
Еще один пожар и цены на квартиры в новостройках на рынке жилья упадут в разы, потому что никто не хочет умирать.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:35
Эта новость заархивирована с источника 05 Декабря 2025 16:41 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















