Предостережение МВФ: денег у стран Запада всё меньше Обзор Сергея Богдана
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, отмечает.
Минувшая началась со зловещего предостережения Международного валютного фонда, который заговорил о госдолге ведущих западных держав как о причине возможной дестабилизации мировой финансово-экономической системы, выстроенной Западом. На этом фоне китайская сторона тихо разворачивает свои альтернативные международные финансовые механизмы, а незападные страны осваивают взаиморасчеты в национальных валютах. Процессы отказа от долларов и евро уже заметны невооруженным глазом во множестве стран, а хранить сбережения в манатах и рублях становится все более выгодно.
Кто выносит сор из избы «коллективного Запада»?
Международный валютный фонд (МВФ), выпустивший намедни доклад «Фискальный обозреватель» с мрачными прогнозами, — это не какая-то структура ООН, пытающаяся угодить всем и пишущая политкорректные вещи. Это один из ключевых командных центров «коллективного Запада» в финансово-экономической области.
Через него западные державы успешно выстраивали и поддерживали свою мировую гегемонию в отношении остального мира, через него же им удавалось представить западную модель как безальтернативно правильную, заретушировав ее очевидные изъяны и догматично настаивая на отказе от государственного вмешательства и превращении незападных стран в проходные дворы с распахнутыми дверями и окнами для безответственного капитала.
И вот сейчас этот же самый МВФ вместо того, чтобы продолжить заверять весь мир, что, несмотря на все его проблемы, Запад справится, бьет в набат! Иначе и не скажешь, поскольку он прямо признается, что большая часть роста глобальной задолженности приходится на самое ядро коллективного Запада — страны «Большой семерки». То, что МВФ выносит проблему Запада на люди, означает, что она дошла до крайности и даже риски, связанные с ее признанием, отступают на задний план перед срочной необходимостью что-то делать.
Что любопытно, МВФ особо останавливается на проблеме государственной задолженности США, которая вот-вот превысит соответствующие показатели самых погрязших в долгах стран Евросоюза, вроде Греции. Разумеется, эксперты фонда напоминают в публикации и о росте задолженности Китая, правда, на фоне американской задолженности, равной в настоящий момент то ли 121% ВВП, то ли даже 125%, китайская с ее 88% выглядит менее впечатляюще. Впрочем, от них трудно ожидать благожелательности в отношении глобального оппонента, и они выпячивают факт роста китайской задолженности, «забывая» добавить, что она растет на фоне работающей экономики, положительных показателей внешней торговли и технологического развития. Чего нельзя сказать о целом ряде западных стран, особенно Европы.
Примечательно, тем не менее, что признаются столь масштабные проблемы коллективного Запада и его лидеров. Ведь глобальная гегемония держится на подкрепленных или не подкрепленных фактами представлениях о несокрушимой мощи гегемона в гораздо большей степени, нежели на силовых средствах. Иными словами, глобальный дискурс о «незаменимой нации» или «империи, над которой никогда не заходит солнце» всегда был и есть важнее самых сильных ВВС, флота или морской пехоты.
Упадок Запада, измеренный в деньгах
Западные финансовые эксперты говорят, что глобальная государственная задолженность растет сейчас невиданными в современной истории темпами. Но не всюду. В докладе МВФ ловко закамуфлирована тенденция к ослаблению глобальных позиций Запада.
Нам сообщают: «Хотя число стран с задолженностью, превышающей 100% их собственного ВВП, будет постепенно сокращаться в ближайшие пять лет, их доля в мировом ВВП, предположительно, вырастет».
Так вот, страны, снижающие свою задолженность, — это преимущественно незападные страны, а вот наращивающие ее — почти сплошь западные, и делают они это за счет остального мира. Иными словами, их рост доли ВВП в условиях роста задолженности означает перекачку денег из других стран.
Но может, при всей сомнительной моральной стороне этого процесса ничего в этом страшного нет? Империи всегда выкачивали ресурсы из остального мира. Но всему есть предел. Дело даже не в наших субъективных ощущениях касательно того, что незападные страны уже не готовы мириться с нынешним порядком вещей. Дело в том, что, даже по расчетам ВВП, совокупный глобальный государственный долг (долг преимущественно западных стран) к 2029 году превысит 100% мирового ВВП, отмечают в МВФ. Это максимум с 1948 года.
Данная дата интересна тем, что, подобно нынешнему моменту, тогда тоже бедственное экономическое положение привело к смене глобальных гегемонов. Подчеркнем, тогда решающую роль сыграло именно экономическое положение, а не некие прямые военные разрушения: по сравнению с Восточной Европой военные разрушения Западную Европу — за исключением отдельных районов Франции и некоторых немногих городов Великобритании — почти не затронули, равно как и военные потери соответствующих стран были невелики. Но обанкротившиеся Британская и Французская империи тогда были вынуждены отступить перед новым гегемоном, США.
Иными словами, нынче коллективный Запад сталкивается с ситуацией, когда проблема даже не в вызове, брошенном той или иной мировой державой, а в том, что его покидают силы. И, как отмечает МВФ, правительства ведущих мировых держав не могут стабилизировать свои долги, которые растут быстрее, чем прогнозировалось.
И если ранее, на протяжении долгого экономического подъема Запада, с конца 1980-х «доедавшего» новые рынки бывшего Восточного блока и российские и прочие евразийские ресурсы, западные правительства могли занимать деньги по почти нулевым ставкам, то сейчас это все далеко позади. Банковско-финансовый сектор на Западе, между тем, вообще ушел из-под контроля правительств и, скорее, наоборот, может диктовать свою волю властям, что стало особенно заметным и по сотням миллиардов долларов государственной финансовой помощи (bail out) банкам по всему Западу, начиная с финансового кризиса 2008 года, и по разрешению банкам выдавать непокрытые имеющимися средствами кредиты, т. е. фактически выпускать деньги и раскручивать инфляцию!
В общем, правительствам уже не удается что-то выдавить из финансовой индустрии. Приходится занимать деньги под высокие проценты, в результате чего расходы на обслуживание госдолга в ряде западных стран уже превышают военные расходы!
Положение США лучше Европы
Самый стремительный рост госдолга наблюдается в США. Если в 2023 году валовой государственный долг этой страны составлял 119,8% ВВП, то сейчас это уже 125%, а к 2030 году он может составить 143,4%.
Глобальные либеральные элиты, противостоящие президенту Трампу, охотно муссируют данную проблему, напирая на то, что пошлины и прочие меры Трампа «не помогли», хотя еще рано судить. По их мнению, уровень задолженности скоро будет почти как у Греции (там 146,7%), хотя благодаря многомиллиардным вливаниям со стороны ЕС греки планирует его сократить к 2030 году до 130,2%. Показатели у других западных стран на первый взгляд несколько лучше (у Франции госдолг 116,5%; у Испании — 100,4%; у Германии — 64,4%).
Но, во-первых, это цифры стран, у которых экономическая ситуация в разы хуже, чем в США. В четверг европейские автопромышленники предупредили о возможной полной остановке индустрии.
Во-вторых, налицо тенденции к быстрому ухудшению финансового положения стран ЕС с катастрофическими последствиями для международной политики. Немцы, например, наращивают госдолг ради милитаризации, что превращает ситуацию в фатальную. Фактически, чтобы ослабить долговое бремя, Берлину предстоит, используя военную мощь, улучшить свои экономические возможности, выйдя, например, на новые рынки и обеспечив себя новыми ресурсами.
Это выводит весь континент на новые высоты эскалации, особенно учитывая, что для почти всех стран ЕС-НАТО инвестиции «в войну» стали важнейшим направлением роста госрасходов. Замедляет сползание европейских стран в войну лишь демографический кризис.
В случае США их финансовое положение давит на правительство в значительно меньшей степени, а потому и Вашингтон в последнее время ведет себя на мировой арене спокойнее, чем ЕС. По меньшей мере, он явно не торопится с расширением военного противостояния ни с РФ, ни с КНР. Финансовое положение Вашингтона емко отразил журнал «Forbes» в виде тезисов:
«Долг США составляет 38 триллионов долларов, и они могут напечатать [и отдать кредиторам] каждый из этих долларов. Когда вы можете создать деньги, которые должны, можно ли говорить о существовании [реального] долга вообще?
Реальный риск — это не дефолт, а то, чего [в реальности] будут стоить эти доллары. Если доверие к доллару упадет, начнется инфляция, и обвалятся рынки».
Иными словами, в отличие от европейских стран, которые больше не могут сами вести монетарную политику, передав ее евросоюзовской бюрократии, у США такая возможность сохранилась. Это снижает остроту долгового кризиса в перспективе ближайших лет, но не снимает вопроса о финансовом положении мирового гегемона.
Ведь мы наблюдаем сейчас весьма двусмысленные симптомы — возьмем, например, торговые переговоры США с КНР, по которым Вашингтон фактически отходит от самого жесткого курса, декларированного вначале. Это было заметно на встрече между Трампом и председателем Си Цзиньпином на этой неделе.
Или другой пример. На этой неделе выяснилось, что США выводят часть войск из ряда государств Восточной Европы для переброски в Азию против Китая. Здесь интересно не только то, что, оказывается, одновременно противостоять России и Китаю даже для глобального гегемона оказывается сложным делом. Интересно то, что в стратегическом смысле вывод войск будет компенсирован наращиванием арсенала американского тактического ядерного оружия в Восточной Европе.
Это уже известный пример организации сдерживания без наращивания расходов и сил: примерно с такой же логикой Беларусь в 2023-м разместила на своей территории российское тактическое ядерное оружие в ситуации, когда на горизонте замаячила потенциальная угроза расширения украинских военных операций на Беларусь, а Минск не хотел втягиваться в рискованную региональную гонку по увеличению численности армии и обычных вооружений.
Стратегическая девальвация
Ползучая инфляция западных валют уже заметна даже вне самого Запада. Но сейчас пора уже задуматься и о вероятной «стратегической девальвации» и со стороны США, и со стороны ЕС. Тем более, что она снизит давление на правительства этих стран и в политической области, расширив спектр возможных вариантов смены курса в той же внешней политике.
Стратегическая девальвация — давно известный прием. Ведь, например, американское правительство неоднократно шло на такие меры. Примером являются не только конфискация золота президентом Рузвельтом в 1933 году, обернувшаяся 69%-ной девальвацией, или отказ Никсона от «золотого стандарта» в 1971-м, что нанесло схожий удар по покупательной способности доллара.
Рузвельт тем самым выводил страну из «Великой депрессии» и изоляционизма. Никсон преодолевал экономическую стагнацию, добивался окончания Вьетнамской войны и сближения с Китаем. То есть это не были сугубо экономические меры, напротив, тем самым снималось давление на правительство в направлении проведения лишь определенного внешнеполитического курса.
Еще более интересным примером является так называемое Соглашение «Плаза» о скоординированной девальвации доллара на 25%, достигнутое правительствами «коллективным Западом» в 1985 году. Оно, кстати, было успешно использовано именно для улучшения экономических показателей США, а владельцы долларов, которых никто не спрашивал, заплатили за это улучшение.
Впрочем, население во многих западных странах уже видит, что мировые державы и их валюты переживают нестабильность. Поэтому всё надёжнее становится хранить сбережения в национальной валюте — при условии, что она достаточно стабильна. Это, как минимум, удобнее: за действиями собственного правительства и экономической ситуацией в стране проще следить и их легче понимать.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:91
Эта новость заархивирована с источника 03 Ноября 2025 09:17 



Войти
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2025 Все права защищены







Самые читаемые



















