Icma.az
close
up
AZ
Примечательный визит Хикмета Гаджиева в Иран: чьи мечты оказались разбиты?

Примечательный визит Хикмета Гаджиева в Иран: чьи мечты оказались разбиты?

Детали и подробности визита в Тегеран помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева в фокусе внимания на обеих берегах реки Араз. Minval подробно осветил эту поездку. Даже простое перечисление состоявшихся в Тегеране встреч и переговоров, скажем так, производит впечатление.

Хикмет Гаджиев провел переговоры с политическим советником президента Ирана Мехди Санаи и министром иностранных дел Аббасом Арагчи, обсудил с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Акбаром Ахмадианом вопросы политического и экономического сотрудничества, а также региональную безопасность, встретился с председателем Стратегического совета по внешним связям Ирана Кемалем Харрази. Хикмета Гаджиева принял президент Ирана Масуд Пезешкиан. Ему Хикмет Гаджиев передал приглашение президента Азербайджана Ильхама Алиева посетить нашу страну. Наконец, помощник президента посетил новое здание посольства Азербайджана в Иране, куда наша дипмиссия переехала после террористического акта.

Уже по горячим следам Хикмет Гаджиев отметил в социальной сети X, что достигнута договорённость о продолжении мер по укреплению взаимного доверия между Баку и Тегераном.

Как отмечают опытные наблюдатели, по-настоящему итоги таких визитов и переговоров раскрываются только с течением времени. Однако уже сегодня можно с высокой долей уверенности констатировать, что в Тегеране взяли курс на укрепление двусторонних отношений с Баку.

Излишне напоминать, что такой тренд отвечает коренным интересам и Азербайджана, и Ирана. В нашей стране выступали и выступают за выстраивание соседских отношений с прилегающими государствами, и это не просто слова.

Понятен и расчёт Тегерана. Иран потерял такого важного союзника, как режим Башара Асада в Сирии. Серьёзно подорваны позиции многих ближневосточных «прокси» ИРИ, прежде всего ливанской «Хезболлах». Соглашение о прекращении огня в секторе Газа трактуют и комментируют по-разному, очевидно, что Израиль своих коренных и стратегических целей не достиг, но сказать, что силы ХАМАС изрядно потрёпаны — это ничего не сказать. Победа в США на президентских выборах Дональда Трампа тоже наталкивает на определённые выводы: политические риски вокруг Ирана растут. В такой ситуации играть на обострение ещё и с Азербайджаном — это для определенных сил в Иране явно не самая лучшая тактика.

С другой стороны, визит Гаджиева в Иран — это ещё и красноречивый «месседж», что Азербайджан не позволит втянуть себя в сомнительные геополитические авантюры, направленные против ближайших соседей. Даже если с этими соседями периодически возникают трения. В самом деле, если в Баку с самого начала выступали за сотрудничество и добрососедство, то позиция Тегерана менялась от клятв в вечной дружбе и заявлений в стиле «Азербайджан — свет наших очей» до угрожающих учений с «наступательным» сценарием у границ нашей страны и оскорбительных заявлений провинциальных мулл в адрес нашей страны.

Более того, в Азербайджане открыто обвиняли власти Ирана в причастности к нападению на посольство нашей страны и в затягивании наказания террориста, пойманного на месте преступления. Но сегодня в Тегеране посольство Азербайджана возобновило свою деятельность, те самые провинциальные муллы, которые позволяли себе оскорбительные заявления в адрес руководства нашей страны, покинули свои посты. Наконец, в Тегеране принимают Хикмета Гаджиева, и такой формат переговоров Азербайджана и ИРИ многие эксперты уже назвали беспрецедентным. Есть серьёзные шансы, что в Иране на сей раз настроены серьёзно.

Детали конкретных договорённостей пока что не раскрываются. Темы обсуждений обозначены достаточно широко и схематично. Однако отмечено, что Хикмет Гаджиев обсуждал в Иране транспортные коридоры «Север-Юг» и «Агбенд-Нахчыван».

А вот здесь нужны подробности. Коридор Агбенд-Нахчыван — это, если кто забыл, иранская альтернатива Зангезурскому коридору, вопрос открытия которого Армения продолжает затягивать. А Азербайджан спокойно договаривается с Ираном о строительстве мостов и автомобильной дороги. Пройдёт ли по территории Ирана ещё и железная дорога, пока ещё находится в области проектов, но если в Ереване будут продолжать затягивать вопрос, то и такой вариант не исключён.

Коридор «Север-Юг» обсуждается и с Москвой, и на фоне недавних договорённостей России и Ирана он получает понятную актуальность. Более того, ещё недавно этот коридор мечтала заполучить на свою территорию Армения, задействовав для этого вторую железнодорожную линию через Нахчыван и Джульфу. По расчётам Ирана, это должно было стать важным элементом «Перекрёстка мира», как называет свои транспортные мечты Никол Пашинян. Но вот в чём проблема: коммуникации не получится открыть «выборочно».

Продолжая затягивать вопрос Зангезурского коридора, «ключей» от железной дороги через Нахчыван и Джульфу Армения не получит. И создать для неё альтернативу тоже затруднительно. Да, вроде бы существовал проект строительства железной дороги через Мегри. Но ещё за несколько лет до 44-дневной войны в Ереване признавали: на строительство этой железной дороги понадобится семь лет и столько же миллиардов долларов. Которых нет и не предвидится. Кроме всего прочего, нет у Армении и железнодорожного «выхода» на Россию — из-за конфликта в Абхазии. На таком фоне единственным шансом Еревана встроиться в транзитные проекты было открытие коммуникаций с Азербайджаном, но, даже проиграв войну, здесь слишком надолго затянули вопрос Зангезурского коридора. И в результате Азербайджан и Иран развивают коридор Агбенд-Нахчыван. А Армения снова не у дел. Так что если у визита Хикмета Гаджиева в Иран есть проигравшая сторона, то это Ереван.

seeПросмотров:51
embedИсточник:https://minval.az
0 Комментариев
Войдите, чтобы оставлять комментарии...
Будьте первыми, кто ответит на публикацию...
topСамые читаемые
Самые обсуждаемые события прямо сейчас
newsПоследние новости
Самые свежие и актуальные события дня