Провокация или тест на прочность : зачем Россия атаковала Польшу дронами?
Согласно материалам сайта Media az, передает Icma.az.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас сообщила, что в ночь на 10 сентября в Польше произошло «самое серьезное нарушение европейского воздушного пространства Россией» с тех пор, как она развязала войну в Украине. «Судя по всему, оно было преднамеренным, а не случайным», – написала Каллас в Х. По данным польской стороны, на территорию этого государства залетело около двух десятков беспилотников и одна ракета.
«Мы должны повысить издержки для Москвы, усилить поддержку Киева и инвестировать в оборону Европы», – добавила К.Каллас. К жестким мерам призвала и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. «Путин шлет ясное послание – ясным должен быть и наш ответ. Нам нужно усилить давление на Москву, чтобы заставить ее сесть за стол переговоров. Это война России. И она должна заплатить».
В свою очередь премьер-министр Польши Дональд Туск сообщил, что руководство страны попросило НАТО созвать экстренное совещание для консультаций в связи с угрозой безопасности члену альянса. Последний раз такое происходило в 2022 году, после российского вторжения в Украину. Позднее Д.Туск заявил, что было зафиксировано вторжение 19 воздушных объектов. Случившее он назвал «крупномасштабной провокацией», добавив: «Ситуация серьезная, никто не сомневается, что мы должны готовиться к различным сценариям».
Как сообщила пресс-секретарь Министерства внутренних дел Польши Каролина Галецка, на данный момент обнаружены обломки семи беспилотников и «остатки ракеты неустановленного происхождения». Кроме того, в стране объявлен ускоренный вызов резервистов. В среду утром Польша также направила военную технику к белорусской границе, сообщил гостелеканал «Первый национальный». На фоне этого МИД страны вызвал временного поверенного в делах России Андрея Ордаша.
Итак, как можно квалифицировать произошедшее? Что это было – провокация, «пробный шар» или попытка проверить НАТО на прочность?
На эти вопросы Media.Az ответил политолог и журналист Polskie Radio Ежи Лихтарович. По его словам, событие носит экстраординарный характер. «Польское правительство и эксперты говорят, что это провокация. Я также отмечу несколько моментов. Во-первых, дроновая атака сопровождалась, как говорят специалисты, активностью российских троллей, веб-страниц, связанных с правительственными ресурсами РФ, и многочисленными однотипными комментариями в социальных сетях. Это продолжалось с двух ночи до восьми утра. Можно допустить, что это была специальная акция, провокация, нацеленная на тестирование поведения Польши. О том, что такие дроновые атаки возможны, ранее предупреждали и польские, и независимые белорусские эксперты. Ходили слухи, что они могут произойти во время российско-белорусских учений «Запад-2025». То есть это такой переход к более активным гибридным действиям. Раньше Кремль использовал нелегальных мигрантов, которые будто бы добровольно шли из Беларуси на нарушение границ Литвы и Польши, а теперь переходит уже к дроновым атакам», – рассказал эксперт.

Он подчеркнул, что в дезинформации и нарративах, распространяемых Москвой, прослеживается несколько целей, которых она стремится добиться.
«Во-первых, посеять панику и недоверие к польской власти, высмеивая ее действия. Во-вторых, роспропаганда стремится переложить ответственность за происходящее на Варшаву: якобы Польша не обороняется, а сама эскалирует ситуацию. В-третьих, Россия продвигает нарратив о беспомощности Запада: мол, Североатлантический альянс никак не помог. Неслучайно российские пользователи пишут в комментариях, что натовские самолеты системы AWACS стояли в ангарах, когда «наши дроны летали над Польшей». Хотя в действительности почти все беспилотники были сбиты практически сразу после пересечения рубежей страны – в районах деревень Часнувка и Вырыки, фактически в 6-15 км от польской границы. Украинцы считают, что это была проба атаки на аэропорт и логистический хаб в Жешуве. Если это так, то Польша и НАТО сработали максимально оперативно, сбив объекты еще на подлете», – считает Е.Лихтарович.
Политолог отметил, что еще одна задача Кремля – посеять недовольство Украиной внутри польского общества, чтобы Варшава перестала поддерживать Киев.
«Специалисты по информационным войнам обращают внимание: это попытка запугивания общества, чтобы снизить его готовность к обороне. Однако, видимо, это было сделано не в согласовании с союзником – Минском. Потому что Генеральный штаб Беларуси очень оперативно, сразу утром сообщил, что предупреждал Литву и Польшу о возможных пролетах дронах и сам вел огонь по ним. Таким образом, становится ясно, что Минск не хочет становиться частью эскалации, которую пробует устроить Москва», – подчеркнул он.
Эксперт напомнил, что украинские эксперты еще летом предполагали: Россия, завязнув в войне, попытается организовать провокацию против Польши или стран Балтии, чтобы представить это как «победу» для внутренней аудитории. «Но можно ли считать победой то, что все дроны были сбиты фактически у границы? Польша успешно выдержала это испытание», – добавил Е.Лихтарович.
Мехти Мамедов

