Рахманинов как иноагент? Скрепная Россия избавляется от своего гения ВЗГЛЯД
Icma.az, ссылаясь на сайт Vesti, передает.
В начале апреля 2025 года Москва нанесла новый удар по собственной культуре: власти объявили о выселении единственного в столице Музея Сергея Рахманинова с Большой Ордынки. Да-да, того самого Рахманинова - музыканта, композитора, гения, произведения которого исполняют самые выдающиеся музыканты мира.
Договор аренды, по которому музей работал более двадцати лет, решили не продлевать. И все это в стране, которая любит называть себя «хранительницей духовных скреп».
Музей Рахманинова на Ордынке — это семь залов с уникальными экспонатами: рояль фирмы «Бехштейн», дорожный пюпитр, автографы, личные вещи композитора. Ежегодно здесь проходило более 50 концертов, научных конференций, фестивалей. Все это оказалось никому не нужным. Более того, альтернативного здания для уже работающего музея у городских властей не нашлось.
Затем, 7 апреля Рахманиновское общество обратилось к мэру Москвы Сергею Собянину с призывом не допустить уничтожения музея. Но пока ответ один: аренду не продлевают, помещения освободить в течение трех месяцев.
И как в плохом водевиле, почти одновременно Telegram-канал real cultras сообщает: выселение — часть масштабной реконструкции Замоскворечья. То есть, под снос идет не просто музей. Под каток «благоустройства» попадает память. Все, что нельзя монетизировать и продать квадратными метрами.
Парадокс на лицо: в стране, где с легкостью тратят миллиарды на гигантские ненужные стелы, золотые купола, бесконечные шоу в стиле «скрепного гламура», не нашлось денег и желания сохранить память о Сергее Рахманинове. В той же Москве, где за сотни миллионов устанавливают «светомузыкальные фонтаны» и «умные остановки», посчитали, что Рахманинов — это лишнее.
Вероятно, Рахманинов для власти до сих пор — «эмигрант» и «предатель». Так считали еще в 2010 году, когда Рахманиновское общество добивалось открытия музея. Тогдашняя председатель общества Тамара Паршина говорила: «Некоторые чиновники по инерции считают Рахманинова предателем, хотя во всем мире он — культовая фигура».
Критика в адрес композитора связана с тем, что в 1918 году он уехал из России, жил в Европе и США, скончался в 1943 году в Калифорнии, похоронен под Нью-Йорком. Россия предприняла попытку (в последний раз в 2015 году) репатриировать тело Рахманинова в страну его рождения. Но на этом все и закончилось.
Уже тогда музей сталкивался с бюрократическим равнодушием. Выделенный под него старинный особняк на Ордынке был в аварийном состоянии: износ 85%, цена реставрации — 40 миллионов рублей. И, конечно, средств не находилось. Москва тратила миллиарды на новое освещение улиц, реконструкцию «парков будущего», но помочь музею одного из величайших композиторов мира посчитала ненужным.
Контраст особенно ярок, если вспомнить, как сам Рахманинов в годы Второй мировой войны жертвовал свои гонорары на помощь Красной армии. Причем делал это анонимно: «От одного из русских».
И сегодня, спустя почти век, страна, за которую он отдавал свои заработанные в США деньги, сама отказывается от его наследия.
К несчастью, созданное еще в 1982 году Рахманиновское общество, которое на собственные средства устанавливало памятники композитору в Москве, Тамбове и Великом Новгороде, снова оказывается на обочине русской культуры.
И это все не случайность. Это сознательный выбор: избавляться от всего, что напоминает о настоящем величии. Зато возводить фанерные павильоны псевдокультуры, устраивать очередные «фестивали духовных скреп» за баснословные бюджеты — на это деньги и рвение находятся.
Смешанные чувства...
Первое — горькое сожаление: богатая страна, способная строить ледяные городки за миллиард рублей к каждому Новому году, демонстрирует убогость души, когда речь заходит о собственной культуре.
И второе — надежда: что пока еще есть те, кто помнит, кто был Сергей Рахманинов, в России не позволят поставить на нем штамп «иноагент» — пусть даже посмертно. Наверное…


