Расим Мусабеков: Не думаю, что в Украине найдется человек, который согласится на передачу земель России
Как передает Icma.az, со ссылкой на сайт Vesti.
Телефонный звонок президента США своему визави Владимиру Путину, несомненно, стал наиболее обсуждаемой темой, как на общественно-политической платформе, так и в мировых СМИ. Беседа, в ходе которой лидеры двух государств обсудили широкий спектр вопросов, сделав главный акцент на войне в Украине, фактически стал первым шагом на пути разрыва «политической изоляции» главы РФ.
Сказать, что данные телефонные переговоры стали неприятным сюрпризом (хотя, Трамп неоднократно анонсировал контакты с Путиным – авт.) для Европы, и в особенности, для Украины, ничего не сказать. Европейские лидеры в сдержанных тонах обвинили Вашингтон чуть ли не в предательстве интересов Украины, а следовательно и всей Европы, для которой Киев служит неким заградительным щитом от непомерных амбиций Москвы.
Пожалуй, самым неприятным моментом стало то обстоятельство, что судьбу Украины президенты США и России вознамерились решать не только без участия стран Евросоюза, но и официального Киева.
Как сложится дальнейшая судьба Украины? Можно ли утверждать, что первый шаг на пути изменения миропорядка уже сделан? Сложившуюся ситуацию Vesti.az обсудили с азербайджанским политологом, депутатом Милли Меджлиса Расимом Мусабековым.
- Звонок Трампа Путину вызвал жесткую реакцию у лидеров многих стран Евросоюза. Косвенно они дали понять, что президент США «слил» Украину. Насколько данное суждение близко к истине?
- О том, что Трамп, якобы, «слил» Украину говорят политики даже не второго, а третьего ранга. Я не слышал, чтобы премьер-министр или глава МИД той или иной страны осмелился бы высказать это обвинение публично. Кулуарные беседы особого значения не имеют, а по факту они смотрят на Трампа, как «кролики на удава».
Президент США жестко и конкретно заявляет: хотите воевать, так воюйте. Но если вы хотите, чтобы я воевал вместо вас, этого не будет. Ведь обеспечение национальной безопасности, территориальной целостности Украины, в первую очередь - забота европейцев. Задачей Америки является обеспечение ракетно-ядерного «зонтика», а всеми остальными вопросами должны заниматься именно страны ЕС.
Суммарное население Евросоюза втрое превышает численность населения России, а ВВП больше почти в десять раз. И почему бы Европе не мобилизовать хотя бы часть своих экономических и человеческих ресурсов для того, чтобы поставить заслон действиям путинской власти? Но европейцы хотят эту ношу взвалить на США, а Трамп категорически против. Поэтому странам ЕС придется самим решать проблемы.
- После разговора с Путиным Трамп заявил, что не видит угрозы в прямом диалоге с РФ по войне с Украиной без участия Киева. Означает ли это, что уже обозначены контуры будущего передела Украины?
- Главе Белого дома разговор с российским лидером нужен был для того, определить насколько реалистично российское руководство относится к самой теме войны и ее продолжению. Думаю, что выяснив это для себя в прямом диалоге, Трамп решает, как остановить военные действия.
После их прекращения будут обсуждаться вопросы о введении миротворцев, оказания экономической помощи Украине, укрепления вооруженных сил, восстановления ВПК. И эти аспекты станут основной задачей Европы и Украины.
По мнению же Трампа, остановив войну, США могут считать свою миссию в значительной степени исчерпанной. Когда же дело дойдет до конкретных договоренностей, а не зондажной беседы, то, понятно, что без самой Украины принять решение в этом вопросе будет невозможно. В этом случае, естественно, Киев может сказать свое слово.
Например, сделать героический выбор сражаться даже без помощи США, или же, с учетом реальной ситуации, согласиться на горький, тяжелый, я бы даже сказал, «похабный» мир.
Азербайджан это проходил в 1994-м году, когда 20 процентов наших земель остались под оккупацией Армении. Но затем, накопив силы, мы вернули все.
-Судя по некоторым заявлениям Трампа, он пытается как можно скорее достичь мира или хотя бы перемирия в российско-украинской войне. Но создается впечатление, достичь этого он желает за счет территориальных уступок Киева. Сможет ли Европа что-либо противопоставить подобным намерениям США?
-Какие именно территории и под чьим контролем они останутся – вопрос конкретной договоренности. Не думаю, что в Украине найдется человек, который подпишется под документом, передающим украинские земли России, даже если они сегодня находятся под контролем РФ. Но в той или иной степени, по моему мнению, остановка войны будет предполагать и сохранение вооруженного контроля России над теми или иными участками территории Украины.
Что будет в дальнейшем - зависит от того, насколько эффективно стороны используют мирные условия. Если преуспеет Россия, то она сможет этот военный успех трансформировать и в политический. Если лучше справиться с задачей Украина - вопрос будет оставаться на повестке дня.
На сегодня же основной задачей является остановка военных действий и убийств, которые пока не дают возможности ни той, ни другой стороне одержать решительную победу так, чтобы противник капитулировал.
-В Европе уже провели аналогию беседы Трампа-Путина с Мюнхенским сговором 1938 года. Не кажется ли вам, что, как и почти 100 лет назад, умиротворение воинственного лидера лишь раззадорит его аппетиты?
-Я не думаю, что в вопросе прекращения войны в Украине и инициативы Трампа было бы правильно прямо отождествлять данный телефонный разговор с Мюнхенским сговором: Украина воюет, а Чехословакия в 1938 году просто-напросто сдалась.
Считаю, что ситуацию правильнее было бы сравнивать с советско-финской войной. Вынужденный мир для финнов, затем участие в войне на стороне Германии, и вновь принятие мира, навязанного СССР.
В конечно итоге Финляндия, как государство, сохранилось, развивается, и финны гордятся своей страной и ее впечатляющими достижениями. Так что шансы есть, вопрос в том, кто и как этими шансами воспользуется.


