Резекция как модный тренд в Азербайджане: Фархад Ахмедов о том, кому положена такая операция
Icma.az сообщает, ссылаясь на сайт Media az.
Ожирение – одна из самых серьезных проблем современности, влияющая не только на внешний вид человека, но и на его здоровье. Бариатрическая хирургия помогает тысячам людей вернуть контроль над своим телом и улучшить качество жизни.
Хирург Фархад Ахмедов, проведший сотни успешных операций, в интервью Media.Az делится своим опытом, рассказывает о современных методах лечения ожирения и развенчивает мифы о бариатрии.
Как технологии меняют эту область медицины? Кому действительно нужна такая операция? И что ждет бариатрическую хирургию в будущем? Ответы на эти и другие вопросы – в нашей беседе.
– Расскажите, что такое бариатрическая хирургия и какие виды операций чаще всего проводятся для снижения веса?
– Бариатрическая хирургия – это раздел медицины, направленный на хирургическое лечение ожирения. Многие ошибочно считают ее разновидностью пластической хирургии, целью которой является эстетика. На самом деле бариатрия направлена исключительно на борьбу с ожирением и его последствиями для здоровья.
Существуют два основных типа бариатрических операций. Первый – рестриктивные вмешательства, при которых уменьшается объем желудка, что способствует снижению объемов потребляемой пищи. Второй тип – мальабсорбтивные (или метаболические) операции, ставящие целью не только уменьшение желудка, но и изменение процесса всасывания питательных веществ за счет реконструкции желудочно-кишечного тракта. Таким образом пища начинает усваиваться в более поздних отделах кишечника, и, соответственно, в меньшем объеме.
– Это не вредно для организма?
– Самая популярная операция в мире на данный момент – продольная резекция желудка, или Sleeve-гастрэктомия («рукавная» гастрэктомия), когда удаляется 75-80% желудка. При этом из данного органа формируется тонкая трубка, пища проходит обычным путем из пищевода в уменьшенный желудок, оттуда в двенадцатиперстную кишку, но в ограниченном объеме – обычно не более 100-150 граммов за раз. Кроме того, удаляется часть желудка, вырабатывающая гормон грелин, отвечающий за чувство голода, что снижает аппетит. Подобные бариатрические операции проводятся строго по медицинским показаниям и под контролем специалистов-эндокринологов, диетологов, а осложнения, возможные в послеоперационный период, обычно решаемые. Поэтому, на мой взгляд, ожирение и его последствия гораздо вреднее и опаснее.
– Как изменилась бариатрическая хирургия за последние годы?
– История бариатрии началась в 1950-х годах, но первые операции, а именно илео-еюнальное шунтирование, несмотря на то, что приводили к необходимой потере веса, сопровождались такими осложнениями, как электролитные нарушения, диарея, печеночная недостаточность и т.д.
Электролитные нарушения, или электролитный дисбаланс, возникают, когда концентрация электролитов в организме отклоняется от нормы. Электролиты, такие как натрий, калий, кальций, магний и хлориды, необходимы для нормального функционирования организма, включая регуляцию гидратации, pH-баланса и нервно-мышечной функции. В 1960-х годах начали проводить гастроеюнальное шунтирование, которое дало хорошие результаты, и по сей день данная операция является «золотым» стандартом метаболической хирургии. В 1970-е годы профессор Скопинаро предложил билиопанкреатическое шунтирование (БПШ). А уже спустя 20 лет появилась лапароскопическая хирургия, которая значительно снижает риски и расширяет возможности бариатрических операций, в частности лапароскопическое шунтирование желудка. Затем пошло развитие и совершенствование различных методик, таких как «рукавная» гастропластика, бандажирование желудка и другие.
Сегодня «рукавная» гастрэктомия и гастрошунтирование – наиболее распространенные процедуры, причем лапароскопический метод обеспечивает меньшую кровопотерю и быстрое восстановление.
– Что такое шунтирование?
– В хирургии данный термин означает создание обходного пути, или шунта. В контексте бариатрии шунтирование – это операция, после которой пища обходит часть желудка и тонкой кишки. При гастрошунтировании уменьшается объем желудка и он соединяется напрямую с участком тонкой кишки, минуя двенадцатиперстную кишку. Это приводит не только к снижению количества потребляемой пищи, но и к уменьшению всасывания питательных веществ, что способствует значительной потере массы тела. Билиопанкреатическое шунтирование также направлено на уменьшение желудка и формирование обхода большей части тонкой кишки. Таким образом желчь и ферменты начинают оказывать свое действие в поздних отделах кишечника. К этой операции обычно прибегают при самых тяжелых формах ожирения – обычно, когда индекс массы тела (ИМТ) больше 50.
БПШ считается одной из самых эффективных бариатрических процедур: пациенты могут потерять до 100% избыточной массы тела. Однако вмешательство технически сложное и сопряжено с высоким риском послеоперационных осложнений.
– Может ли потеря веса после операции стать чрезмерной?
– В редких случаях возможно развитие кахексии. Это крайняя степень истощения, при которой масса тела уменьшается более чем на 30% от нормального значения веса, исходя из данных роста и возраста пациента. При аномалии показатель ИМТ человека меньше 16.
Это связано с тем, что «рукавная» гастрэктомия, как и шунтирование, необратима: удаленную часть желудка нельзя восстановить. В таких случаях пациента переводят на калорийное питание меньшими порциями под контролем диетолога и эндокринолога, чтобы стабилизировать вес.
– Кому рекомендована бариатрическая хирургия? Какие критерии должны быть соблюдены?
– Основной критерий – показатель индекса массы тела. ИМТ рассчитывается как масса тела (в кг), деленная на квадрат роста (в метрах). Норма – 20-25, избыточный вес – 25-30, первая степень ожирения – 30-35, вторая – 35-40, третья – 40 и выше. Показание к операции – ИМТ выше 40 или 35-40 с сопутствующими заболеваниями, вызванными ожирением, такими как диабет, проблемы с суставами, сердцем и т.д. При ИМТ 30-35 операция обычно не проводится, так как в таких случаях эффективны диета и спорт.
– Как определить, действительно ли пациент нуждается в операции? Достаточно ли одного показания?
– Одного диагноза, например, «диабет», недостаточно. Важно, чтобы пациент сначала попытался сбросить вес самостоятельно через диету и физическую активность. Если есть метаболические нарушения или проблемы с сердцем, которые мешают спорту, – это может быть показанием. Возрастные рамки – 18-65 лет, но в исключительных случаях, при серьезных патологиях, операцию могут рассмотреть и для более молодых или пожилых пациентов.
– Какие противопоказания исключают операцию?
– Перед операцией проводится полный чек-ап: анализы крови, проверка функции печени, почек, сердца, легких, выполняется гастроскопия. Противопоказания – это серьезные нарушения, препятствующие анестезии или операции, например, тяжелые заболевания сердца или легких, язвы на части желудка, которую планируется оставить. В таких случаях сначала лечат основное заболевание.
– В чем заключаются основные преимущества этого вида лечения ожирения для человека?
– Ожирение – это не только эстетическая проблема, но и угроза здоровью: нагрузка на суставы, сердечно-сосудистую систему, печень, почки. Оно приводит к высокому холестерину, диабету и т.д. Бариатрическая хирургия улучшает качество жизни, снижая риск появления этих заболеваний.
– А какие осложнения возможны после операции?
– Интраоперационные осложнения (осложнения, произошедшие во время проведения операции) – кровотечения, выраженный спаечный процесс в брюшной полости, сбои в работе степлеров, которыми выполняют резекцию и ушивание (бывает крайне редко, но на конференциях таким опытом тоже делились хирурги). Не стоит исключать и анестезиологических рисков. К числу послеоперационных осложнений относится кахексия, редко – несостоятельность швов, стеноз или сужение сформированной трубки (анастомоз), желчные камни. Однако «рукавная» гастрэктомия считается относительно безопасной, и осложнения после нее очень редки.
– Как часто операция не приносит результата?
– Это случается редко, но успех на 40% зависит от операции и на 60% – от пациента. Если после хирургического вмешательства человек возвращается к нездоровому питанию, например, ест бургеры или пьет газировку, вес может вернуться. Поэтому работа со специалистом-диетологом и соблюдение режима питания обязательны.
– Что делают с избыточной кожей после похудения?
– Некоторые пациенты оставляют кожу как есть, другие обращаются к пластическим хирургам для ее удаления.
– Не складывается ли ощущение, что бариатрическая хирургия сегодня превратилась в модный тренд?
– Да, ее популярность растет ежегодно благодаря видимым результатам. Однако иногда, вы правы, это превращается в модный тренд. Около 30% пациентов идут на операцию по медицинским показаниям, а остальные – из желания быстро похудеть, избегая спорта и диет.
– Какие мифы о бариатрии вы можете опровергнуть?
– Первый миф: «Прооперировался – и навсегда похудел». Это не так, нужно всю жизнь следить за питанием и образом жизни. Второй миф: «После операции невозможно нормально питаться». На самом деле после адаптационного периода можно вернуться к обычной еде, но маленькими порциями, следуя рекомендациям врача-диетолога. Третий миф: «Бариатрия опасна, многие люди от нее умирают». Смертность после лапароскопических бариатрических операций менее 0,3%, уровень же серьезных осложнений всего 2-5%, как и после удаления желчного пузыря.
– Каким вы видите будущее бариатрической хирургии через 5-10 лет?
– Если все вдруг похудеют, она станет неактуальной (смеется). Конечно, это шутка: люди как ели, так и будут есть, поэтому бариатрия останется востребованной. Я вижу будущее этой области в развитии технологий, особенно роботизированной хирургии. Уже сейчас в данной сфере используются роботы, такие как Da Vinci, которыми управляет человек. Эти системы существуют давно, и в настоящее время появляются их новые поколения. Роботы обеспечивают невероятную точность движений, до миллиметра, чего человек достичь не может. Это делает операции более безопасными и эффективными.
Безусловно, техника продолжит совершенствоваться. Например, степлеры, которыми выполняют резекцию желудка, станут тоньше. Сейчас мы используем 10-12-миллиметровые троакары, но в будущем они будут еще тоньше, что сократит размер разрезов и ускорит восстановление. В целом бариатрия станет более автоматизированной и технически совершенной.
– Какие советы вы бы дали людям, рассматривающим бариатрическую хирургию как способ решения проблемы ожирения?
– Если вы перепробовали все методы – диеты, спорт, изменение образа жизни – и ничего не помогло, бариатрия может стать обоснованным и эффективным решением. Это не панацея, а серьезный метод лечения ожирения, который требует подготовки и дальнейшего контроля. Главное – подходить к операции осознанно, работая с врачами, диетологами, при необходимости – с психологами. Бариатрия – это комплексный подход, и важно воспринимать ее как медицинскую процедуру, а не как легкий путь к похудению.
Джамиля Алекперова


