РФ хочет возродить формат 3+3 : актуально ли это для Азербайджана в новых геополитических реалиях?
Icma.az сообщает, основываясь на информации сайта Media az.
Выступая на днях перед студентами и профессорско-преподавательским составом МГИМО, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что сейчас подходящее время возобновить встречи в формате консультативной платформы «3+3» между Азербайджаном, Арменией и Грузией с одной стороны и тремя крупными региональными державами в лице Ирана, России и Турции – с другой.
Глава МИД РФ напомнил, что инициаторами создания этой платформы были Анкара и Баку.
«У нас состоялась пара встреч на уровне министров два года назад. Встречи были и на уровне заместителей министров. Сейчас мы считаем, что самое время возобновить этот формат. Наши иранские соседи поддерживают данные процессы, а Турция и Азербайджан, как я уже сказал, были инициаторами этой платформы. Так что, надеюсь, в ближайшее время этот формат возобновится», – сказал С.Лавров.
Во-первых, главе внешнеполитического ведомства России следовало бы напомнить (если он вдруг забыл), что та же Грузия не участвовала ни в одной из встреч платформы. А, во-вторых, столь опытный дипломат не может не знать о нынешнем состоянии российско-азербайджанских отношений и о непростых связях Баку и Тегерана. К чему же на таком фоне вспоминать о формате «3+3»
Как заявил Media.Az политический обозреватель Мурад Сададдинов, действительно сразу после окончания 44-дневной войны Азербайджан и Турция выступили с инициативой, предполагающей участие трех стран Южного Кавказа и трех государств, которые имеют границы с этим регионом, – России, Турции, Ирана.

«Исходя из географической целесообразности, экономических и транспортных вопросов, это, конечно, был бы самый оптимальный вариант. И именно поэтому руководители Азербайджана и Турции выступили с инициативой данного формата для обеспечения долгосрочного фундаментального мира в этом регионе с учетом интересов соседних сопредельных государств. Но, к сожалению, по независящим от Баку и Анкары причинам этот проект не получил большого развития. Хотя две встречи было: одна прошла на уровне заместителей министров иностранных дел в России, а вторая – в Иране. Однако и они состоялись не в полном составе. Грузия отказалась участвовать в этом формате, обосновывая это тем, что у нее проблемы с Россией», – напомнил эксперт.
По его мнению, о перспективах возобновления платформы «3+3» на сегодняшний день говорить очень трудно, потому что времена изменились. «Прошло уже почти пять лет после 44-дневной войны. Отношения между странами, входящими в эту платформу, кардинально изменились. Есть много факторов, которые мешают и будут препятствовать этому процессу в дальнейшем. Например, категорическая позиция Грузии относительно участия в указанном формате исходит из ее взаимоотношений с Россией», – отметил М.Сададдинов.
В то же время он напомнил, что Азербайджан и Армения напрямую ведут переговоры без участия каких-либо третьих сторон. «Баку и Ереван полностью определили весь список вопросов, которые будут входить в будущий мирный договор, и его текст уже парафирован. Это, конечно же, серьезные факторы, которые влияют на целесообразность того, чтобы возвращаться к формату «3+3». Да, работа указанной платформы в общерегиональных интересах, конечно же, в определенный момент может быть восстановлена. Тем более что географически все эти государства зависят друг от друга. И проекты в области экономики, энергетики, транспорта невозможно реализовать в полном объеме без участия всех шести стран. Поэтому в более благоприятных политических условиях этот формат может быть возрожден», – убежден эксперт.
Мехти Мамедов


