Россия в режиме высылки Мигрантам тут не рады
Согласно материалам сайта Caliber.az, передает Icma.az.
Хотя российские СМИ склонны цитировать западных правых радикалов и обвинять «либеральные элиты» в «замещении населения» Европы, на практике политика Москвы в миграционном вопросе не слишком отличается от действий властей в Брюсселе.
Так, накануне пандемии коронавируса в Россию ежегодно приезжало до 12 миллионов человек, что делало ее четвертой в мире страной для мигрантов после США (51 миллион), Германии и Саудовской Аравии (по 13 миллионов). Правда, как отмечают западные эксперты, миграционный поток в РФ всегда сильно отличался от других стран структурой, профилем и причинами миграции.
Если люди, приезжающие в развитые государства, чаще всего попадали в чуждую языковую и культурную среду, то в случае с Россией большая часть мигрантов прибывала из стран СНГ, прежде всего из Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Как правило, они еще с советских времен знали русский язык и культуру, что помогало им адаптироваться на новом месте.
Безвизовый въезд, фактическое отсутствие языкового барьера, более высокие зарплаты, большое количество вакансий, безработица на родине побуждали многих уроженцев Центральной Азии искать работу в РФ. Кроме того, современная миграция во многом является продолжением миграционных процессов, начавшихся еще до распада СССР, и лишь после 1991 года она приняла международный характер. Следует также отметить, что, в отличие от миграции в Европу и США, миграция в Россию носит преимущественно цикличный, а не постоянный характер – многие приезжают туда только на сезонные работы и по истечении нескольких месяцев возвращаются домой.
Начавшиеся в 2022 году военные действия в Украине, массовый отъезд из РФ недовольных «сво» специалистов, потребности импортозамещения и военной промышленности, казалось бы, должны были стимулировать миграционную политику, но ныне, в 2025 году, реальность выглядит совершенно иначе.

Начиная с 2024 года в России проводится систематическое ужесточение политики в отношении тех, кто приехал из стран СНГ. Многие из них жалуются на увольнения, дискриминацию и физическое насилие. В ряде российских регионов были введены ограничения на виды работ, которые могут выполнять трудовые мигранты. К примеру, в Омске им запретили работать в таких сферах, как образование, здравоохранение, пассажирские перевозки, торговля и охота, производство лекарственных препаратов, предоставление соцуслуг. В Самаре мигранты не могут участвовать в производстве хлеба, молочных продуктов, питания для детей, питьевой воды и других продуктов питания (всего 20 видов такой деятельности), а также работать на предприятиях общественного питания и в доставке продуктов, заниматься оптовой и розничной торговлей алкогольными напитками и этиловым спиртом, табачными изделиями, розничной торговлей лекарствами, яйцами и молочными продуктами.
Кроме того, полиция и другие силовые структуры начали проводить рейды в местах, где обычно собираются приезжие из Центральной Азии, Южного Кавказа и Молдовы – в общежитиях, мечетях, на рынках. По словам директора Федеральной службы судебных приставов Дмитрия Аристова, в 2024 году из России были депортированы 87 000 иностранцев — почти в два раза больше, чем в 2023-м. В свою очередь, по данным зарубежных СМИ, число арестованных и задержанных трудовых мигрантов настолько велико, что в некоторых регионах России специализированные центры содержания переполнены, и мигрантов помещают в местные тюрьмы несмотря на то, что российское законодательство предусматривает, что иностранцы, задержанные за нарушение миграционного законодательства, должны содержаться в центрах временного содержания.

Чтобы упростить процедуру высылки, в 2024 году российские власти внесли поправки в законодательство, включающие в себя изменения в Кодекс об административных правонарушениях, расширяющие полномочия сотрудников полиции и других работников Министерства внутренних дел по высылке мигрантов без судебного надзора. Такие постановления о высылке могут быть исполнены немедленно, и мигранты не могут обжаловать эти решения. В Закон РФ о правовом статусе иностранных граждан тоже были внесены поправки, предусматривающие «режим высылки», в соответствии с которым правоохранительные органы могут признать мигранта «контролируемым лицом» из-за нарушений, связанных с миграцией, и внести его в «реестр контролируемых лиц». Включенные в этот список лица сталкиваются с множеством ограничений, таких как запреты на смену места жительства без разрешения, выезд из субъекта или муниципалитета, в котором они проживают, на вождение транспортных средств и вступление в брак. Нарушение этих ограничений приведет к депортации «контролируемого лица» без решения суда.
Не способствует росту популярности России у потенциальных мигрантов из стран бывшего СССР и попытки убедить их подписать контракт на службу в российской армии, что с большой степенью вероятности влечет за собой участие в боевых действиях на территории Украины, то есть в чужой для них войне. Некоторые мигранты говорят, что в места содержания лиц, находящихся в России без соответствующих документов, приходят военные и предлагают подписать контракт на прохождение военной службы, обещая российское гражданство. При этом законодательство ряда стран Центральной Азии предусматривает, что участие в военных действиях в Украине считается наемничеством и влечет за собой уголовное наказание. Так, в ноябре 2024 года узбекский суд приговорил Алишера Холикова, недавно вернувшегося узбекского мигранта, который воевал в Украине, к пяти годам лишения свободы.

Одновременно с давлением на мигрантов из Южного Кавказа и Центральной Азии российские власти в последние месяцы стимулируют миграцию в Россию рабочих из Индии, Шри-Ланки и африканских стран. Так, например, в Калининградской области рыбоперерабатывающий комплекс «За Родину» стал массово завозить гастарбайтеров из Индии, поскольку в регионе не хватает рабочей силы. Глава совета директоров компании отметил, что выбор пал на рабочих из Индии неслучайно: «Мы начали практику — завозить индусов, потому что считаем, что их очень много, и они не такие, как все остальные, которые уже давно в России и точно не получат гражданство».
Правда, аналитики сомневаются в эффективности индийской рабочей силы. «Экономисты придерживаются твердого мнения, что индийская рабочая сила не считается очень эффективной. Ее производственные возможности низки по сравнению с европейской, американской и японской рабочей силой. То, что отличает индийских работников от остального мира, можно назвать «особыми взаимоотношениями со временем», – подчеркивает эксперт портала «Экономические дискуссии» Сагиб Шейх. Иностранцы шутят про «индийское стандартное время» (IST — Indian Standard Time). Шутка заключается в том, что эту аббревиатуру можно расшифровать как Indian Stretchable Time, т.е. «индийское резиновое время».
Помимо индийцев, российские компании стали привозить рабочих из Африки. По данным издания «Комсомольская правда», если в первом полугодии 2023 года в африканских странах можно было встретить не более 500 вакансий от российских работодателей, то с января по июнь 2024-го количество предложений работы выросло многократно, в частности, в Кении в 39 раз. Правда, проблемы с африканскими рабочими в целом идентичны тем, с которыми сталкиваются работодатели индийских рабочих: низкий уровень образования, незнание иностранных языков, чуждая культура и трудовая этика. По мнению профессора Александра Сафронова, «может быть, на предприятиях, где они выполняют черновую работу, можно что-то объяснить с помощью мимики и жестов, то за их пределами это будет невозможно».
Подводя итоги, нельзя не поразиться непоследовательности политики России в миграционном вопросе, сочетающей в себе ужесточение отношения к мигрантам из стран СНГ и либерализацию рынка труда для рабочих из стран Азии и Африки. По всей видимости, это связано с борьбой различных группировок в российских властных структурах, между теми, кто понимает потребность экономики в дешевой рабочей силе, и сторонниками уступок ксенофобским настроениям. Реальными следствиями подобных зигзагов скорее всего станут снижение качества образовательного уровня и уровня квалификации среди иностранных рабочих на российском рынке труда и ослабление влияния России в странах Центральной Азии, которое в значительной степени осуществляется посредством миграционных потоков и человеческих связей.


