С места в карьер
Как передает Icma.az, основываясь на информации сайта Бакинский рабочий.
Пашинян заявил об объединении энергосистем Азербайджана и Армении
Словесная атака армянского правительства с кавалерийскими наскоками нам привычна, однако выступление Никола Пашиняна в местном парламенте о готовности Иревана и Баку объединить энергосистемы и обеспечить взаимный поток электричества шагнуло далеко за механизмы институционализации армяно-азербайджанского мирного процесса.
Фидан САЛМАНЛЫ
С поставками и транзитом потребительских товаров все ясно - погрузил, отправил, пропустил через таможню пшеницу или бензин, получил порцию благодарности, и дело с концом. Но когда далекий от отрасли человек говорит о единой энергетической системе, надо крепко подумать - то ли это популизм ради красного словца, то ли попытка «голубя мира» поставить галочку в списке его «неисчислимых» личных инициатив.
Скорее всего, премьер-министра соседней страны воодушевило введение в строй ветряной и солнечной электростанций в Азербайджане и анонс Президента Ильхама Алиева в швейцарском Давосе о том, что через 5-6 лет общие мощности отечественной энергетики составят 8 ГВт. К тому времени Мецаморская АЭС станет до неприличия устаревшей и крайне опасной для эксплуатации, а потому маниловские прожекты призваны успокоить возбужденное общественное мнение накануне парламентских выборов.
Что касается Страны огней, пока соседи спят и видят, как бы хоть к кому подсоединиться, мы завершили масштабный цикл обновления энергетики - национальное правительство взялось за дело сразу после первой инаугурации главы государства 31 октября 2003 года, венцом чего стала недавняя церемония открытия альтернативной электростанции «Хызы-Абшерон».
Развитие местной энергосистемы остается ключевым приоритетом развития республики - к анонсированным Президентом Ильхамом Алиевым до 2032 года 8 ГВт мощностей солнечных и ветровых объектов выработки товара №1 прибавим потенциал гидроэнергетики, а это как минимум 300 МВт дополнительных объемов от 40 небольших гидроэлектростанций у водоемов возрождаемых регионов Карабаха и Восточного Зангезура. С учетом того, что после исторической Победы в Отечественной войне минуло всего 5 лет, часть которых отняло разминирование, этот потенциал имеет тенденцию к существенному росту.
Как сказал в Давосе Президент Ильхам Алиев, «Мы видим большой потенциал в глобальном спросе на возобновляемые источники энергии и ожидаем инвестиции в строительство линий электропередач для экспорта «зеленой» энергии. Кроме того, наша страна может стать одним из основных направлений для инвестиций в дата-центры. Никто в нашем регионе не обладает столь избыточным энергетическим потенциалом, и только Азербайджан является местом, где центры обработки данных могут достичь максимальной эффективности».
Возобновляемая энергетика охватывает новые регионы: проекты готовятся в Билясуваре, Нефтчале, Нахчыване и на освобожденных землях. Новые станции появляются одна за другой - вслед за Гарадагским районом недавно в строй вступили мощности в Хызы и на Абшероне. Огромные перспективы эксперты видят и на море: потенциал Каспийского шельфа оценивается в колоссальные 157 ГВт. Параллельно с развитием «зеленых» технологий укрепляется и традиционная выработка на мазуте и газе - только в прошлом году в Мингячевире запустили современную электростанцию на 2 тыс. МВт, в то же время на карту страны наносятся новые экологически чистые объекты - солнечная станция на 230 МВт и ветряная на 240 МВт уже работают, а в Джебраиле корпорация ВР строит еще три площадки суммарной мощностью 340 МВт.
Армянское же правительство такими перспективами оперировать не в состоянии, более того, оно не хочет избавиться от «чемодана без ручки» в виде атомной электростанции, несущей прямую угрозу не только населению самой страны, но и всем сопредельным государствам.
Мы помним объединенные энергосистемы советских времен, когда интеграция экономики в целом достигла пика. Однако сегодня мы с армянским правительством всего лишь начинаем общаться по поводу устойчивого обмена потребительскими товарами. А электроэнергия относится к стратегии национальной безопасности, и допуск соседей к возможностям ее экспорта и импорта предполагает высокий уровень доверия или, по крайней мере, осознанной взаимной выгоды. Президент Ильхам Алиев в Давосе ничего не говорил по этому поводу, указав лишь, что пока Армения имеет шанс присоединиться к региональным транспортным проектам, которые принесут выгоду и ей тоже. Правда, «Маршрут Трампа для международного мира и процветания» в будущем предполагает транзит, в том числе, «зеленой» электроэнергии, но в данный момент речь идет о железных и автомобильных дорогах.
Кстати, если Азербайджан завершил строительство на большей части своей территории, включая Зангиланский район и Нахчыванскую автономию, правительство Армении ждет американских прорабов, инвестиции, технологии, чтобы начать проект с нуля. Для официального Баку любые проекты означают закрепление новых региональных реалий после карабахского урегулирования 8 августа прошлого года. Высшее политическое руководство нашей страны демонстрирует, что готово перевести договоренности Белом доме в практическую плоскость, формируя экономический якорь в гавани стабильности. Это усиливает международные позиции Азербайджана, особенно в глазах мировых финансовых институтов, которые традиционно поддерживают проекты региональной интеграции.
Мы получаем с экономической точки зрения сразу целый ряд плюсов. Во-первых, речь идет о расширении возможностей экспорта, прежде всего, в периоды профицита выработки электроэнергии, так как развитие возобновляемых видов делает вопрос балансировки энергосистемы все более актуальным. Соседняя страна может стать дополнительным рынком сбыта и даже элементом регионального обмена товаром №1.
Во-вторых, энергетическая связка усилит транзитный потенциал Азербайджана, который в обозримой перспективе может выступать связующим звеном между энергосистемами Каспийского региона, Турции и Южного Кавказа, укрепляя статус регионального энергетического хаба.
В-третьих, проект существенно снижает политические риски для инвесторов, так как тесное инфраструктурное сотрудничество с бывшим врагом может стать мощным сигналом стабильности, что особенно важно для долгосрочных инвестиций в энергетику.
Для Иревана же участие в TRIPP и сопряженных с ним инициативах является выходом из логики изоляции и конфронтации, в которую он сам себя загнал почти 38 лет назад. Пашинян на словах предлагает заменить модель «безопасность через противостояние» моделью «безопасность через взаимозависимость», однако на деле ничего не сделал, кроме как согласился (!) на мирную повестку - да и то делается накануне выборов, чтобы выбить аргументы внутренней оппозиции конкретными социально-экономическими эффектами, включая снижение цен на топливо и электроэнергию.
Для Армении выгоды носят во многом прикладной социальный характер, так как энергосистема соседей уязвима к сезонным колебаниям и ценовым скачкам на рынке топлива. А это значит, что возможность импорта электроэнергии из Азербайджана создаст альтернативу и повысит устойчивость энергоснабжения, особенно в пиковые периоды. В этом смысле энергетика выступает не целью, а инструментом формирования устойчивого мира, что тоже неплохо. И если проект будет реализован на полном доверии, он может стать одним из самых практичных и необратимых элементов нового этапа отношений между двумя странами.
Другие новости на эту тему:
Просмотров:72
Эта новость заархивирована с источника 22 Января 2026 18:01 



Войти
Online Xəbərlər
Новости
Погода
Магнитные бури
Время намаза
Калькулятор колорий
Драгоценные металлы
Конвертор валют
Кредитный калькулятор
Курс криптовалют
Гороскоп
Вопрос - Ответ
Проверьте скорость интернета
Радио Азербайджана
Азербайджанское телевидение
О нас
TDSMedia © 2026 Все права защищены







Самые читаемые



















