“Сербия не вводила санкции против России, но по просьбе Запада проголосовала за ряд антироссийских резолюций” Зеркало.az
Интервью # с генеральным директором Центра геостратегических исследований (Сербия) Драганой Трифкович:
— Как вы расцениваете инициативу президента Сербии Александра Вучича, который предложил свою страну в качестве площадки для переговоров главы российского государства Владимира Путина и следующего лидера США Дональда Трампа?
— Александр Вучич уже делал подобные предложения, но так ответа и не получил. Я думаю, что ситуация с безопасностью во всей Европе не дает гарантий проведения встреч на столь высоком уровне.
— США ввели против сербской нефтяной компании «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS), которая на 50% принадлежит также попавшей под ограничения российской «Газпром нефти». Вашингтон настаивает на полном исключении российского участия в NIS до 25 февраля текущего года. Какие на ваш взгляд имеются варианты решения данной проблемы?
— Вашингтон руководствуется идеей доминирования на мировом энергетическом рынке, хотя у него нет для этого ресурсов. Однако Вашингтону это необходимо для спасения своей экономики, находящейся в тяжелом положении, с долгом более 35 триллионов долларов. Именно это является причиной введения санкций, которые напрямую направлены на торговлю и транспортировку энергоносителей, нацеленных на страны, богатые энергетическими ресурсами.
Российская доля в NIS не может быть передана другому владельцу в законном порядке. США пытаются использовать политическое и иное давление, чтобы завладеть этой долей в НИС в рамках соглашения о стратегическом сотрудничестве в области энергетики, подписанного с Сербией в сентябре прошлого года. Для этого им необходимо решение со стороны сербских властей.
— Возможен ли вариант выкупа российской доли NIS со стороны Азербайджана?
— Российская сторона не предлагает продавать свои активы, так что это исключено. Как я уже упоминала в своем предыдущем ответе, это попытка незаконного отчуждения имущества, а не коммерческое предложение.
— Как сложившаяся ситуация влияет на отношения Сербии с Россией?
— Россия проводит мудрую и взвешенную политику и не позволяет политическим играм Вашингтона, а также сербским властям влиять на наши отношения. Они руководствуются идеей построения российско-сербских отношений на основе интересов русского и сербского народов. В Сербии более 85% граждан поддерживают Россию. Это ставит сербское руководство перед выбором: защищать или отказываться от сербских государственных и национальных интересов в ситуации, когда недовольство граждан находится на достаточно высоком уровне.
— Сербия отказывается присоединится к западным санкциям против России. Как этот фактор влияет на отношения Сербии с западными странами?
— Сербия официально не вводила санкции против России, но по просьбе Запада проголосовала за ряд антироссийских резолюций и приостановила свой военный нейтралитет, отправив оружие в Украину. Теперь Запад выдвигает требования, связанные с незаконным присвоением российской собственности (NIS), и в конечном итоге вводит официальные санкции против России. Однако для подавляющего большинства граждан Сербии это неприемлемо. До сих пор Запад мирился с формальным невведением санкций против России, поскольку Сербия предприняла конкретные шаги, которых требовал Запад (поставка оружия в Украину, голосование в ООН против России и т. д.). Но теперь они, вероятно, повысят свои требования.
— Как вы оценивает отношения Сербии и Азербайджана? Сможет ли энергетическое сотрудничество Белграда и Баку вытеснить из Сербии российское присутствие?
— В современных условиях геополитического противостояния и трансформации сложно давать оценку международным отношениям, поскольку они очень динамичны и изменчивы. Я думаю, нам следует подождать, пока не будет создана новая геополитическая реальность. Что касается возможности замены России Азербайджаном в сфере энергетического сотрудничества, то в нынешних обстоятельствах я не вижу это возможным.
Американцы не готовы поступиться своим доминированием на энергетическом рынке и уже выдвинули условие для Сербии подписать контракт на закупку американского сжиженного природного газа, который намного дороже и менее выгодный, чем российский природный газ, который Сербия получает из газопровода «Турецкий поток». Попытки саботировать «Турецкий поток» свидетельствуют о намерениях полностью устранить конкуренцию.
![see](https://icma.az/template/assets/see.png)