Сначала гарантии безопасности для Украины, потом переговоры Зеркало.az
Интервью # с украинским экспертом, аналитиком IMEE-analytics Святославом Богдановым:
— На днях Владимир Зеленский заявил, что Украине для возвращения за стол переговоров с Россией необходимы гарантии безопасности. Что, на ваш взгляд, должны включать эти гарантии?
— По моему мнению, международные гарантии защиты должны включать многосторонний договор с ведущими странами мира (США, Великобритания, Франция, возможно также Китай), юридически обязывающий их реагировать на любую агрессию против Украины, размещение сил НАТО или других партнеров на территории Украины для предотвращения возможной российской агрессии, также долгосрочные обязательства о поддержке обороноспособности Украины современным оружием.
И, наконец, постоянная финансовая помощь и моментальные санкции против агрессора в случае нарушения договоренностей. Украина не имеет морального права больше доверять России. Поэтому Киев должен получить неопровержимые гарантии от партнеров, чтобы не допустить повторного нападения РФ.
— Запад передает Украине оружие с условием не использовать его для ударов по российской территории. Насколько это приемлемо для украинской стороны?
— Для Украины такое условие – вынужденный компромисс. Оно приемлемо, пока предоставляемое оружие позволяет эффективно защищаться и освобождать оккупированные территории. Однако ограничение на использование оружия против объектов в России, откуда идет агрессия, ослабляет стратегическое преимущество. Украина придерживается условий партнеров, чтобы не подрывать международную поддержку, но такой запрет вызывает дискуссии о его справедливости.
— Президент Польши Анджей Дуда заявил, что обратился к НАТО с просьбой направить Украине официальное приглашение о вступлении в альянс. Реально ли принятие Украины в ряды НАТО в ближайшей перспективе?
— На данный момент полноценное членство Украины в НАТО в ближайшем будущем (год-два) маловероятно. В первую очередь это связано с опасением ряда членов НАТО, что вступление Украины спровоцирует прямую войну с Россией. Однако Украина может рассчитывать на углубление партнерства с НАТО, предоставление новых форматов поддержки, а также ускорение процедур вступления после окончания войны.
— Премьер-министр Словакии Роберт Фицо заявил, что Братислава примет самые жесткие меры в отношении Украины, если проблема с транзитом российского газа, который прекратился 1 января текущего года, не будет решена. Он отметил, что Словакия может приостановить оказание Киеву гуманитарной помощи или прекратить экстренные поставки электроэнергии для Украины, испытывающей перебои с энергоснабжением. Насколько эти угрозы реальны для Украины?
— Заявления премьер-министра Роберта Фицо отражают его явно пророссийскую политическую позицию, однако реальное влияние этих угроз ограничено. Братислава предоставляет относительно небольшие объемы, и другие партнеры Киева способны компенсировать возможные потери.
Украина подключена к европейской энергосистеме ENTSO-E, что позволяет осуществлять экспорт и импорт электроэнергии через других участников системы. Это дает возможность Украине компенсировать любые потери, вызванные прекращением поставок из Словакии.