Совместный чемпионат или геополитическая игра? Далеко идущие планы Еревана
Icma.az передает, что по данным сайта Caliber.az.
Футбол теснейшим образом связан с политикой и геополитикой. Касается это и Грузии, тем более что и президент страны Михаил Кавелашвили, и мэр Тбилиси Каха Каладзе — бывшие футболисты. Поэтому, когда Федерация футбола Армении 20 марта сообщила о том, что федерации футбола Армении и Грузии подают заявку в ФИФА на совместное проведение чемпионата мира 2029 года среди игроков до 20 лет в двух странах (U-20), стало очевидно, что дело не столько в футболе, сколько в большой политике. «Это станет прекрасной возможностью для развития и популяризации футбола в обеих странах. Давайте вместе поддержим утверждение совместной заявки двух стран», — говорится в сообщении Федерации футбола Армении.
Между прочим, Армения недавно использовала футбол и «популяризацию футбола» в своих геополитических играх, причем по отношению к Грузии очень недружественных. Всего каких-то 6 лет назад Армения через футбол поддерживала сепаратизм на территории Грузии, и странно, что многие грузины, радующиеся перспективам «совместного чемпионата с Арменией», успели об этом забыть. Речь идёт о проведении в оккупированном тогда Арменией азербайджанском Карабахе летом 2019 г. так называемого «Кубка Европы по футболу ConIFA» или «чемпионата» среди непризнанных государств и сепаратистских территорий. Формально этот, с позволения сказать, «кубок» проводили власти сепаратистского «арцаха» во главе с Бако Саакяном. Но все прекрасно понимали, что всю организацию взяла на себя страна-оккупант — Республика Армения, которой тогда уже руководил нынешний премьер Никол Пашинян. Именно через территорию Армении в оккупированный тогда ещё Ханкенди прибыли и сепаратистские футбольные команды, в том числе сборные сепаратистских Абхазии и т.н. «Южной Осетии». Более того, среди «почетных гостей» в Ханкенди были такие враги грузинской государственности, как депутат Госдумы России Константин Затулин, т.н. «президент Южной Осетии» Анатолий Бибилов, т.н. «министр иностранных дел» сепаратисткой Абхазии Даур Кове и глава армянской диаспоры Абхазии, один из командиров печально известного батальона им. Баграмяна Галуст Трапизонян. Победителем «чемпионата» в Ханкенди стала сборная т.н. «Южной Осетии», второе место заняла сборная фантомной т.н. «западной Армении», а третье — сепаратисткой Абхазии. Однако организация футбольных псевдочемпионатов ничем не помогла армянским оккупантам и сепаратистам, сегодня и сепаратистский режим, и его футбольные «сборные» безвозвратно канули в историю. Но желание властей Армении использовать футбол в своих геополитических играх никуда не исчезло.

Объявление о том, что Армения и Грузия намерены совместно провести молодежный чемпионат мира по футболу, прозвучало на фоне матчей плей-офф Лиги наций УЕФА между сборными Армении и Грузии, которые последовательно состоялись сперва 20 марта 2025 г. в Ереване, а затем 23 марта 2025 г. в Тбилиси. Матч в Ереване завершился победой сборной Грузии – 3:0, а в Тбилиси сборная Грузии буквально разгромила сборную Армении со счетом – 6:1. По сумме двух матчей (9:1) Грузия будет играть в предстоящем сезоне в дивизионе В Лиги наций УЕФА. Что касается Армении, то она остается в дивизионе С.
В принципе, победа сборной Грузии над сборной Армении была закономерна — грузинские футболисты объективно играли лучше. Однако, похоже, для Армении «в политическом плане» поражение ее сборной было даже в чем-то на руку. Оба матча — и в Ереване, и в Тбилиси — премьер-министр Армении Никол Пашинян постарался «использовать по максимуму», сперва пригласив к себе в столицу премьер-министра Грузии Ираклия Кобахидзе, а затем совершив ответный визит, опять-таки приуроченный к футбольному матчу в Тбилиси.
Более того, финал матча в Тбилиси был неприятно омрачен стычками болельщиков. В ход пошли бутылки, стулья и другие предметы, которые летели в разные сектора трибун. По словам журналиста Роберта Ананяна, первыми начали забрасывать трибуны с армянскими болельщиками грузинские фанаты, что и спровоцировало стычку. Этот инцидент может иметь серьезные последствия для грузинских фанатов – им грозит запрет на посещение следующих матчей.
Обычно армяне всегда болезненно на такие эпизоды реагируют, и в других обстоятельствах армянские соцсети и СМИ были бы переполнены обвинениями в «негостеприимстве» и «армянофобии». Однако на этот раз, как по команде, в Армении эпизод со стычкой болельщиков «замяли». Сразу стало очевидно, что с футболом и взаимоотношениями с Грузией «в футбольной сфере», переходящими в «большую политику», у властей Армении связаны большие надежды. В Ереване готовы «проглотить» не только разгромные поражения на футбольном поле, но даже нападки на своих болельщиков.
Есть серьезные опасения относительно того, что футбол может стать для международного армянского лобби способом «привязки» Грузии к себе и к своим геополитическим планам. Тем более, что аналог такой «геополитической привязки», начавшейся фактически с футбола, а закончившейся военным союзом и военным транзитом, сегодня есть — речь идёт о военных поставках в Украину, которые идут через Польшу. Такие же поставки хотела бы наладить через Грузию в случае «большой войны» на Южном Кавказе и Армения. И начать работать в данном направлении, похоже, решено с футбола.
Настойчивость, с которой Армения и ее Федерация футбола лоббируют проведение Молодежного чемпионата мира по футболу в Армении и Грузии, заставляет вспоминать футбольные события в Европе 13-летней давности. Мало кто уже помнит, что майдану, аннексии Крыма, войне на Донбассе и последующему вторжению РФ в Украину, приведшему к продолжающейся по сей день войне, предшествовал «большой футбольный праздник» — Чемпионат Европы по футболу 2012 г. (Евро-2012), который проходил сразу в двух странах — Украине и Польше. То, что именно эти две страны были выбраны в качестве «хозяев» европейского футбольного чемпионата, на подсознательном уровне «привязывало» Украину именно к Польше.
Тогда, между прочим, конфликта между Украиной и РФ не было, и украинская власть во главе с Виктором Януковичем считалась в чем-то «пророссийской». Но никто уже тогда не предлагал проводить футбольный чемпионат, скажем, в Украине и России вместо Украины и Польши. Таким образом, геополитический вектор разворота Украины был задан в том числе и в футбольной сфере. Кстати, одним из городов, принимавших матчи Евро-2012 г., был тот самый Донецк, ставший менее чем через 2 года местом боёв, эпицентром которых был отреставрированный к футбольному чемпионату и «снесённый под ноль» в ходе войны Донецкий аэропорт.

Огромную роль в последовавшем вслед за Евро-2012 так называемом «евромайдане» в Украине сыграли и футбольные фанаты, большинство из которых были настроены «проевропейски» и антироссийски, несмотря на то, что общались между собой на русском языке. По мнению некоторых аналитиков, вооруженное противостояние в Украине между пророссийскими и прозападными силами стало практически неизбежным после событий в Одессе 2 мая 2014 г., ключевую роль в которых сыграли именно футбольные фанаты. Таким образом, соединение футбола с геополитикой не столь уж безопасно.
Есть повод серьезно опасаться того, что лоббирование молодежного чемпионата в Грузии и Армении и упор на «грузино-армянское футбольное братство» — это ничто иное, как подготовка к будущей войне в интересах Армении. По аналогии с тем, как в 2012 г. был организован Чемпионат Европы сразу в Польше и Украине, а потом события стали развиваться так, что Украина оказалась втянута в войну со своим восточным соседом, а большая часть военных поставок в Украину идёт через Польшу, похожий расклад планируется и по Армении.
Армения может даже специально «подыгрывать» на футбольном поле, чтобы, когда дойдёт до «большой войны», Грузия «не посмела отказать» привязанной к ней «по футбольной линии» и «совместными чемпионатами» Армении в транзите оружия. Не говоря уже о том, что молодежный футбольный чемпионат в Армении и Грузии приведёт к тому, что две страны могут непосвящённой в нюансы истории мировой общественностью восприниматься как «единое геополитическое целое». А если к этому добавить упор на пропаганду якобы «христианского единства», которую армянские националисты запускают тогда, когда это им выгодно, то планы организаторов «совместного молодежного футбольного чемпионата» в Грузии и Армении легко просчитываются.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az

