Совсем разный Никол
Icma.az передает, что по данным сайта Бакинский рабочий.
Об абсолютной конструктивности Пашиняна
Отсутствие альтернативы мирным инициативам официального Баку на 180 градусов преобразило поведение и слова армянского премьер-министра Никола Пашиняна, который ставит перед собой задачу «по капле выстраивать доверие» с Азербайджаном.
В обращении к народу в социальных сетях по поводу 35-летия декларации о независимости он сделал такой кульбит, про который великий Константин Станиславский с первой же секунды сказал бы «не верю!» Правда, в священных книгах сказано, что человеку, его словам и поступкам свойственна эволюция, но чтобы именно так «переобуться в воздухе» - это круто. Словно не он в школе проходил «историю» про Тиграна, которую пытался скормить бывалой аудитории на Мюнхенской конференции безопасности 2020 года, словно не он автор слогана «Карабах - Армения, и точка».
Скорее всего, речь идет о геополитической конъюнктуре после вашингтонской встречи 8 августа, где он обязался внести поправки в конституцию страны камней, но все равно финт словами достоин отдельного рассмотрения.
В частности, премьер изложил новое собственное видение декларации о независимости, принятой 23 августа 1990 года Верховным Советом Армянской ССР, заявив, что она «включала конфликтные положения и отражала модель патриотизма, продвигаемую Советским Союзом в рамках его юго-западной стратегии». По словам Пашиняна, «глубинной целью этой модели было сделать невозможным существование независимого армянского государства, и эта идеология внедрялась десятилетиями через книги, фильмы, пьесы и театральные постановки, сформировав карабахское движение».
А вот еще одно откровение от Никола: «Декларация отражала коллективные настроения политической и интеллектуальной элиты Армении на момент ее принятия, и несла на себе печать достигшего своего пика карабахского движения, что в итоге отразилось на формировании независимой Республики Армения».
Нам, конечно, понятны фигуры умолчания, обильно используемые нелогичным и непоследовательным премьер-министром, но понятны ли они внутренней аудитории, на которую рассчитаны его пассажи - вот в чем вопрос. В его конкретизации, с учетом принятия им стратегии «превращения независимости в реальность на основе отказа от мифической родины», установление мира между Арменией и Азербайджаном после 8 августа оказалось вполне возможным, аналогично нормализации взаимодействия с Турцией, что для него еще более важно. Но важен ли для Пашиняна «массовый эффект исцеления» от заразы, въевшейся в народное сознание благодаря «академику» Абелю Аганбегяну, который в октябре 1987 года для коллективного Запада «обосновал важность независимости НКАО» от официального Баку.
Этот вирус был также распространен «писателем» Зорием Балаяном, в своем «романе» смакующим ритуальные убийства азербайджанских детей и женщин. Современное армянское общество до сих «благодарно» создателю фашистского движения «Крунк» Игорю Мурадяну, помощнику генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева Георгию Шахназарову и прочим «академикам», насаждающим своей нации не мир с соседями, а «вечную ненависть к туркам», которая в стиле фашистского прихвостня Гарегина Нжде превратила целый народ в инструмент геополитики. Потому не случайно и даже весьма симптоматично, что начальник штаба следственно-оперативной группы МВД СССР в Карабахе в 1989-1991 годах, печально известный Виктор Кривопусков, парившийся в сауне с сепаратистами, высказывая дифирамбы в адрес Балаяна, прилюдно называет его «властителем миллионов читательских душ, сотен тысяч митингующих и всего армянского народа», ставшего «сплачивающей личностью за воссоединение Карабаха с Арменией, ее самостоятельность и государственное возрождение, нерушимость христианского единства и дружбы с Россией».
Уже после крушения СССР в своем открытом письме тогдашнему президенту РФ Борису Ельцину Зорий Балаян подчеркнул, что «именно сейчас, когда Россия стоит перед выбором пути к реальному спасению, христианский Карабах будет продолжать борьбу за свое выживание как часть исторической Армении, вошедшей в состав России в качестве надежного форпоста». А в открытом письме президенту РФ Владимиру Путину в 2013 году Балаян и вовсе написал черным по белому, что «нет проблемы Карабаха - есть проблема России».
Этот список можно продолжать долго, вплоть до современной пропаганды на телеэкранах официальных Иревана и Москвы, а потому со стороны кажется странным, что Никол Воваевич изображает из себя Дон Кихота, с копьем наперевес бросающего вызов ветряным мельницам. Ведь в соседней стране и сегодня, когда на повестке дня стоит тема вашингтонского парафирования согласованного текста двустороннего мирного договора, немало тех, кто прикладывает усилия для разжигания реваншистских настроений в общественном сознании. С учетом данного фактора категоричные заявления Пашиняна о «вредности карабахского движения» следует расценивать как «последнее китайское» внушение всем сторонникам очередного военного противостояния с нами.
С другой стороны, это послание всему международному сообществу о том, что именно Никол Воваевич является автором концепции «реальная Армения», согласно которой Карабах - это законная территория Азербайджана. И вот надо бы пожалеть его, так как он остался в меньшинстве, «твердо следуя курсу, главная цель которого - установление прочного мира между двумя странами и в регионе в целом».
Не сомневаюсь, что после точечной антитеррористической операции 19-20 сентября 2023 года усилия слегка поумневшего Пашиняна направлены на признание новых реалий и даже гипотетическое выстраивание добрососедских отношений с региональными игроками. Данный аспект он затронул и в публикации про декларацию о независимости, которая была распространена за 10 дней до даты. «Мы приняли стратегию по сохранению независимости Армении, в условиях которой станет возможным мир с Азербайджаном, реальный диалог с Турцией, должны будут углубляться наши отношения с Грузией и Ираном, после чего мы станем реальным и интересным партнером для всего мира», - написал он.
Коснувшись темы Отечественной войны, премьер вдруг задался вопросом: «Почему страна и лично я не пошли на уступки в сентябре 2020 года, когда была теоретическая возможность избежать 44-дневной войны?»
Оказывается, главная причина в том, что в таком случае угрозы и зависимость от внешних игроков «увеличились бы непропорционально, что привело бы к потере страной независимости и государственности». Однако стоп - разве не он после войны летал то в Брюссель, то в Париж, то в Тегеран с Москвой, то в Вашингтон и Нью-Дели с Афинами? Разве это - не зависимость от внешнего фактора, когда у тебя на границе стоит «мирная» наблюдательная миссия Евросоюза рядом с российскими пограничниками, а иранцы грозятся «превратить Зангезур в могилу наемников Трампа»? Правда, и его предшественники тоже загнали страну камней в кабалу внешних игроков, которые не позволяли Иревану отойти от идеологии «миацума», но в период его зигзагообразного правления его команде удалось не только остаться у власти, но и последовательно подвести Армению к вашингтонским соглашениям, даже вступив в жесткую конфронтацию с апостольской церковью.
Публичные выступления премьер-министра можно рассматривать по-разному, в том числе, как сильный сигнал о том, что замирение близко, как никогда. Однако до точки невозврата еще идти и идти - вплоть до тех пор, пока не вычеркнут из учебников мифы и легенды о «великой тысячелетней Армении от моря до моря», не уберут из герба турецкую гору Агрыдаг (тоже территориальная претензия к соседям), не снесут памятники участникам террористической операции «Немезис», а также фашисту и нацисту Гарегину Нжде в центре столицы. Возможно, после этих и других профилактических мер выветрится из армянских мозгов «миацум», и мы начнем вести с нынешним инструментом ненависти к туркам относительно доверительный диалог.
Фидан САЛМАНЛЫ


