Средний коридор ключ к новой геополитической архитектуре Обзор Теймура Атаева
Icma.az информирует, ссылаясь на сайт Caliber.az.
В конце первой декады августа на состоявшейся в Баку трёхсторонней встрече глав железнодорожных ведомств Азербайджана, Грузии и Казахстана, наряду с рассмотрением итогов семимесячной деятельности СП Middle Corridor Multimodal Ltd (MCM), созданного для эффективного взаимодействия железнодорожных администраций этих стран по развитию Среднего коридора, был подписан протокол о присоединении к предприятию китайской компании China Railway Container Transport Corp. Ltd. (CRCT). В связи с этим участники встречи подчеркнули, что подключение Пекина создаст новые возможности для организации контейнерных перевозок из Китая в Европу, способствуя обеспечению непрерывных, надёжных и эффективных грузоперевозок по Среднему коридору.

В данном контексте весьма показательной выглядит информация о планах Министерства торговли США направить представительную делегацию напрямую в задействованные в Среднем коридоре Казахстан, Азербайджан и Грузию с целью анализа перспектив маршрута в части логистики, инфраструктуры и торговли.
Не случайно во время недавних переговоров министра экономики Азербайджана Микаила Джаббарова с временной поверенной в делах США в нашей стране Эми Карлон стороны, обсуждая расширение экономического сотрудничества между государствами, обменялись мнениями о перспективах Среднего коридора.

США и ЕС рассматривают развитие Среднего коридора как важное звено в снижении зависимости от традиционных маршрутов через Россию. Китай же нацелен на использование этой линии в качестве альтернативного транзитного пути на фоне продолжающейся войны в Украине, а также в рамках инициативы «Один пояс – один путь».
В цифровом выражении, если в 2024 году объём грузоперевозок по этому коридору вырос более чем на 62%, достигнув 4,5 миллионов тонн, то в нынешнем году прогнозируется рост до 5,2 миллионов тонн, из которых 4,2 миллиона тонн пройдут по линии стран-участниц маршрута.
Актуальность успешного функционирования данной линии проявилась, в частности, в том, что даже во время телефонного разговора с президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым по итогам недавних армяно-азербайджанских переговоров в Вашингтоне глава Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул, что достигнутые договорённости о беспрепятственном транспортном сообщении между основной частью страны и НАР будут способствовать новым тенденциям в грузоперевалочных возможностях Среднего коридора.

О Транскаспийском международном транспортном маршруте (ТМТМ), как иначе именуют Средний коридор, шла речь и в рамках завершившейся несколько дней назад в Авазе (Туркменистан) III Конференции Организации Объединённых Наций по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю (LLDC3).
Как отметил министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдулкадир Уралоглу, активное использование Среднего коридора в качестве быстрого и безопасного маршрута будет способствовать устойчивому развитию стран, не имеющих выхода к морю. В этой связи Турция, расположенная на стыке Европы, Азии и Африки, рассматривается как значимое звено с точки зрения развития мультимодальных транспортных путей, позволяющих Анкаре позиционировать себя стратегическим центром, объединяющим международные логистические линии.
В свою очередь, аналитический отчёт Министерства транспорта Узбекистана, представленный в рамках проекта «Формирование альтернативных международных транспортных коридоров и развитие Среднего коридора в условиях геополитической нестабильности», называет ТМТМ для Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана одним из альтернативных маршрутов, способных содействовать диверсификации экспортно-импортных грузопотоков с ЕС, США, Канадой и др., обеспечить выход на растущий рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Индии и других государств.
В докладе подчёркивается, что при развитии полноценных транзитных транспортных коридоров через государства региона у стран-партнёров «появляется востребованность в импорте логистического продукта центральноазиатских стран (транзит грузов через регион Центральной Азии)». В таком случае регион, повышая свою значимость в экспорте транспортных услуг, получает возможность снижения себестоимости эксплуатации инфраструктуры как собственной, так и стран-партнеров за счёт роста объёмов транзитных перевозок и увеличения экспорта транспортных услуг. Интегрируя свою транспортную систему «в перекрёстные диаметральные транзитные транспортные коридоры Евразии, страны Центральной Азии (ЦА) могут превратиться в крупный транспортно-логистический хаб».
Как резюмируется в отчёте, в условиях, когда в сегодняшнем турбулентном мире реализация крупных транспортно-коммуникационных проектов нередко сталкивается с превалированием политических мотивов, исходящих из интересов отдельных стран и блоков, над экономическими расчётами, государствам, планирующим активно участвовать в подобных инициативах, необходимо тщательно анализировать ожидаемые риски и возможности.
Поэтому «в рамках анализа потенциала Среднего коридора важно обеспечить реализацию подхода, основывающегося на учёте интересов самих стран региона». В этой связи для минимизации геополитических рисков актуализируется координация транспортной политики государств ЦА «для извлечения максимальной выгоды от открывающихся возможностей».

Средний коридор играет значимую роль в мировой геополитике. В этом аспекте под особым углом зрения воспринимается акцент президента Ильхама Алиева на III Шушинском Глобальном медиафоруме на контекст взаимосвязанности в рамках Среднего коридора, «сегодня объединяющего довольно обширную географию стран». Как подчеркнул глава государства, этот маршрут тянется с Востока до Западной Европы, что будет способствовать большему взаимопониманию между различными игроками и регионами.
Наверняка, комментарии к вышеизложенному излишни.


