Стабильный курс и регулируемая инфляция Хазар Ахундов о снижении учетной ставки в Азербайджане
Icma.az, со ссылкой на сайт Caliber.az, информирует.
С начала года глобальная экономика находится под давлением ряда негативных факторов, связанных с усилением глобального торгового противостояния между США и другими странами. Этот негатив и ряд других причин, ведущих к росту цен в государствах — ведущих торговых партнерах Азербайджана, влияет на инфляционные показатели и в нашей стране. Воздействие внешних факторов отчасти поддается коррекции, в том числе укреплением номинального эффективного курса маната. На фоне сохраняющейся макроэкономической стабильности правление Центрального банка Азербайджана (ЦБА) приняло решение о снижении учетной ставки с 7,25% до 7%, на 0,25 процентных пункта, также изменены параметры процентного коридора.
В последние несколько лет глобальная макроэкономическая среда формировалась под воздействием ряда факторов, в том числе геополитической напряженности и продолжающихся конфликтов, а также торговых войн, снижающих экономическую динамику роста ключевых промышленно-финансовых центров мира. В период кризисных 2022 и 2023 годов усилия регуляторов в Европе, США и других развитых регионах мира были направлены на борьбу с инфляционным пожаром, и в этих целях активно ужесточалась политика по денежно-кредитному регулированию, в том числе повышалась ставка рефинансирования. В итоге к концу 2023 года удалось замедлить глобальный рост цен на товары и сырье, но оборотной стороной этих процессов стало усиление рецессии — замедление темпов роста экономики.

По мере снижения глобальных инфляционных ожиданий во многих странах мира возросла приоритетность усилий по улучшению динамики ВВП, снижения налогового бремени, расширения льгот для бизнеса, в этих же целях регуляторы последовательно опускали уровень ставки рефинансирования. На этой волне финансовый регулятор Азербайджана в прошлом году также несколько раз снижал учетную ставку, в итоге ее уровень с 9% опустился до 7,25% к июню 2024 года. В последующие месяцы регулятор не корректировал этих показателей, неизменными они остались и в первой половине 2025 года.
И вот, правление ЦБА приняло решение о снижении с 24 июля учетной ставки на 0,25 процентных пункта — с 7,25% до 7%, в то же время нижний предел процентного коридора снижен с 6,25% до 6%, а верхний — с 8,25% до 8%. «Это решение принято с учетом соответствия фактической инфляции траектории прогнозной инфляции и ее сравнения с целевым показателем (4±2%), последних глобальных экономических процессов, внутренней макроэкономической ситуации, продолжающейся стабильности на валютном рынке, а также трансмиссии решений денежно-кредитной политики», — говорится в заявлении ЦБА, где также отмечено, что регулятор и впредь будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты для обеспечения ценовой стабильности.
В целом текущая денежно-кредитная политика регулятора направлена на поддержание инфляции в пределах целевого показателя и стабилизацию инфляционных ожиданий. Процессы, происходящие в глобальной торговле, продолжают вызывать колебания на товарных и финансовых рынках, соответственно основным внешним фактором риска для роста цен остается именно импортируемая инфляция: на ее долю приходится 60–70 процентов прироста. «Так, рост цен в странах, торговых партнерах Азербайджана, в этом году привел к повышению цен внутри страны на 3,36 процентных пункта (п.п.), - заявил председатель ЦБА Талех Кязымов на пресс-конференции. - Что касается внутренних факторов, то укрепление номинального эффективного курса маната способствовало снижению инфляции на 0,52 п.п., увеличение потребления в государственном и домашнем хозяйстве - к росту на 1,61 п.п., а повышение цен на сельскохозяйственную продукцию - на 4,6 п.п.».
По оценке регулятора, внешние факторы зависят, с одной стороны, от уровня инфляции у торговых партнеров, а с другой — от динамики номинального эффективного обменного курса. При этом в ЦБА подчеркнули, что основным внутренним фактором риска, способным увеличить инфляцию, являются активизация издержек и чрезмерный рост совокупного спроса. «В среднесрочной перспективе необходимо постоянно учитывать возможное влияние государственных расходов и потребительского кредитования на совокупный спрос и цены», — говорится в сообщении ЦБА.
В целом, годовая инфляция движется в рамках прогнозной траектории: в июне 2025 года двенадцатимесячная инфляция составила 6%. При этом годовой рост цен на продукты питания, алкогольные напитки и табачные изделия достиг 7%, на платные услуги – 7,2%, на непродовольственные товары – 2,8%.

Согласно обновленным прогнозам ЦБА, годовая инфляция ожидается на уровне около 5,7% в 2025 году и в пределах 5,3% в 2026 году, что соответственно на 0,2% и 1% больше апрельских прогнозов регулятора. Однако, несмотря на небольшое изменение прогнозов, ощутимых рисков для макроэкономической стабильности в нашей стране не наблюдается. Вопреки сохраняющейся в последние месяцы внешней неопределенности, ее влияние на рост инфляции в Азербайджане оказалось незначительным. Согласно данным Международного валютного фонда (МВФ), в июне 2025 года индекс цен на сырьевые товары снизился в годовом выражении на 0,6%, в том числе индекс цен на продукты питания опустился на 4,2%.
В то же время весьма устойчива ситуация и на валютном рынке страны: в отличие от многих наших торговых партнеров в Азербайджане курс маната к доллару удается сохранять неизменным уже восьмой год кряду. В частности, с начала текущего года предложение на местном валютном рынке в целом превышало спрос как в наличном, так и в безналичном сегментах. Все перечисленное, а также трансмиссионный эффект монетарной политики в немалой степени способствует устойчивости отечественного финансового сектора к внешним и внутренним стрессам.
Продолжающееся снижение уровня долларизации вкладов физических лиц-резидентов также свидетельствует об оптимистичных ожиданиях относительно курса национальной валюты. Фундаментальные показатели внешнего сектора, лежащие в основе равновесия на валютном рынке, остаются благоприятными. Наконец, ЦБА сохраняет неизменным прогноз профицита по счету текущих операций платежного баланса по итогам 2025 и 2026 годов.
В общем и целом, текущая макроэкономическая ситуация благоприятна для смягчения денежно-кредитной политики. «Дальнейшие решения по параметрам процентного коридора будут приниматься с учетом фактической и прогнозируемой инфляции, а также внешних и внутренних рисков», - полагают в ЦБА, где намерены продолжить использовать все инструменты для обеспечения ценовой стабильности.


