Старые недобрые грабли
Армения вновь в поисках заступников
И политическое руководство, и общественное мнение соседней страны предпочитают нормальному выстраиванию отношений с соседями нарративы и бредовые предположения при «генетической невозможности сосуществования с турками».
Глава Европейской партии Армении Тигран Хзмалян известен местной общественности большей склонностью к коллективному Западу, чем даже правительство «убежденных соросят» во главе с Николом Пашиняном. Помнится, пару месяцев назад он озвучил инициативу проведения референдума о членстве страны в Евросоюзе.
А на днях заявил, что Центральная избирательная комиссия завершила кампанию по сбору подписей для обсуждения проекта референдума и в ближайшие дни документ будет представлен в парламент.
По его словам, если проект по каким-то причинам не получит поддержки законодательного органа, кампания будет проведена повторно, и если удастся собрать 300 тыс. подписей, то всенародное голосование состоится без решения законодательного органа.
Теперь этот деятель, услышав про недавние планы официального Брюсселя о возможном включении Украины в НАТО и Евросоюз в рамках схемы «членство взамен на временную аннексию Крыма», тут же загорелся желанием включения Армении с такой же схемой, которая «должна быть рассмотрена и в отношении Карабаха». Словом, человека хлебом не корми - только дай во сне увидеть мечты о Старом Свете.
Может, оттого его рейтинг на местном политическом небосклоне не превышает 1% и его партия не в силах преодолеть порог, позволяющий ей называться парламентской.
Начнем с референдума - для того, чтобы понять перспективы включения «страны камней» в Евросоюз, надо бы определиться с практическим смыслом. Даже если всенародный референдум большинством голосов предпочтет вступление не вполне суверенного и далекого географически государства в лоно коллективного Запада, как отреагирует на это официальный Брюссель?
Вспомним, как буквально полтора месяца назад в Молдове была проведена аналогичная акция, причем по инициативе действующего президента Майи Санду. С небольшим перевесом там победили сторонники евроинтеграции, но вопрос в том, стремятся ли сейчас в руководстве ЕС к расширению границ межгосударственного образования?
Кстати, отличие Молдовы от Армении в том, что она находится на границах с Евросоюзом, а потому риторическим является вопрос, каковы даже среднесрочные перспективы «страны камней» на вступление в вожделенную структуру с учетом спектра того политического и экономического состояния, в котором она находится.
Впрочем, перед вступлением в ЕС многие страны проводили национальные референдумы о поддержке интеграции, и Молдова показала пока худший результат. Небольшой перевес сторонников Брюсселя был также в Швеции и на Мальте: 52% и 53% соответственно.
А Швейцария по итогам волеизъявления в 2001 году и вовсе отказалась от потенциального «старшего брата» - против вступления в Евросоюз там проголосовали 76,8%, после чего альпийская страна закрепила в законе вечный и неизменный статус нейтралитета. А ведь согласно статистике, благосостояние и уровень демократии там выше, чем во многих странах коллективного Запада, - это к тезису таких, как Хзмалян, о преимуществах объединения и поиска заступников.
Особенно актуальна такая характеристика в отношении официального Иревана, вечно ссылающегося на «заступничество любвеобильных сестричек». Более того, проведение подобных референдумов даже при патронаже высшего политического руководства - не более чем некое обозначение ориентира на уровне политических заявлений.
Их положительные результаты могут, конечно, как-то помочь в ходе переговоров с Брюсселем, который, может быть, похвалит за инициативность, но это никак не означает, что сразу же та или иная страна, в том числе Армения, может в обозримой перспективе вступить в Евросоюз.
И потом, интересны прозападные телодвижения не только «теоретиков», вроде Тиграна Хзмаляна, но и правительства Никола Пашиняна в условиях членства в ЕАЭС (про длинный поводок ОДКБ пока умолчим ради вежливости, но посоветуем иметь в виду), приносящего местной экономике до 85% прибыли от общего товарооборота.
Есть еще два немаловажных момента. Во-первых, это география и многовековое совместное проживание с тюркским миром, о котором армяне предпочитают забыть, но как быть с соседством с Азербайджаном и Турцией, а также с Ираном, переживающим турбулентность, почти половина населения которого - тюрки, о чем они уже сегодня временами напоминают своим властям.
Во-вторых, Иревану надо бы определиться с почтовым приоритетом, с тем, каков конечный пункт «приземления» - Брюссель или Вашингтон? А то вот недавний вояж за океан министра обороны Армении Сурена Папикяна и встреча с американским коллегой Ллойдом Остином прошли в стиле парижской встречи Никола Пашиняна с избранным президентом США Дональдом Трампом - улыбнулись, обозначили декларацию намерений, сфотографировались, и не более того.
Мы даже особо отметили бы вежливость главы Пентагона, который прямо ошарашил армянского гостя, непонятно по какой причине назвав визит Папикяна «историческим». Если бы это был случай с Пекином или Нью-Дели с поистине глобальными масштабами сделок - все ясно, если бы то была новая страна НАТО, типа Финляндии или Швеции, тоже можно бы расчертить стратегическую перспективу, но в случае с Иреваном, как ни ломай голову, размышление бесполезно, даже несмотря на личную готовность Остина «продолжать содействие реформам вооруженных сил Армении», так как после инаугурации Трампа политическая судьба самого главы Минобороны повиснет на волоске.
Кстати, Папикян, рассказывая о перспективах мирных переговоров и перетягивая одеяло на себя, ни словом не обмолвился, что для того, чтобы установились предсказуемые условия регионального развития и вообще, чтобы была открыта новая страница, необходимо в самые кратчайшие сроки внести в конституцию Армении соответствующие изменения, всеми силами способствуя возвращению азербайджанцев на свои территории, откуда они были изгнаны в результате этнической чистки, а также открыть наконец Зангезурский коридор, содействующий оживлению региональной торговли. Это также поспособствует подключению самой Армении к международным региональным проектам и вообще позволит жить мирно и без территориальных претензий - только так и никак иначе.
Между прочим, Папикян не сказал и о том, входит ли в планы Иревана в свете «западного» реформирования армии и углубления военно-технического сотрудничества с США по всем направлениям обращение к Минобороны России с требованием о немедленном выводе 102-й военной базы. Наверное, от волнения он забыл высветить данную проблему или же, скорее всего, на армянский манер решил оставить решение вопроса на усмотрение самих противников, памятуя, что в этом случае государственный суверенитет Армении обнулится вообще.
Видимо, этот вопрос, равно как и дальнейшее нахождение Армении в ОДКБ, стороны если и обсуждали, то по завершении официальной части, и что-то подсказывает, что как только в речах официальных лиц Армении появятся прямые требования вроде «немедленного выхода из ОДКБ» или «российская армия должна тотчас покинуть нашу страну», начнется самое интересное - крайне далекое от того, что происходит в Украине. Более того, «углубление военно-технического сотрудничества с США по всем направлениям» не оставит равнодушным и Иран, которому смена не только российской базы в Армении на американскую, но даже сама риторика правительства Пашиняна не понравится вообще.
А пока на авансцену выходят политики уровня Тиграна Хзмаляна в рубашке со звездами Евросоюза, мечтательные слова которого вызывают умиление…
Фидан САЛМАНЛЫ