Суверенитет без компромиссов: Кыргызстан закрывает двери для внешнего влияния Расклад Лиманского
Icma.az сообщает, ссылаясь на Caliber.az Суверенитет без компромиссов: Кыргызстан закрывает двери для внешнего влияния Расклад Лиманского.
Президент Кыргызстана Садыр Жапаров поддержал намерение администрации Трампа закрыть «Радио «Свобода» и «Голос Америки». В парламенте же Казахстана прозвучали предложения ввести для финансируемых из-за рубежа организаций статус «иностранного агента».
Несвободное радио
В связи с последними заявлениями Маска об этих американских радиостанциях национальное агентство «Кабар» взяло интервью у президента Кыргызстана. Еще в декабре 2024 года Садыр Жапаров раскритиковал помощь со стороны США так называемому «третьему сектору». Кыргызский президент тогда заявил: «Если вы не знаете, куда тратить деньги, передайте их нам, государству, напрямую. Мы обеспечим демократию и права человека на самом высоком уровне». Теперь журналисты «Кабар» спросили у Жапарова, не повторяют ли просто Дональд Трамп и Илон Маск его позицию? На что президент Кыргызстана ответил, что Трамп и Маск не нуждаются в его инициативах, и это всего лишь совпадение.

Но, как видим, совпадение весьма знаковое. В Америке первым о том, что эти американские радиостанции, созданные в годы «холодной войны», являются «пережитком прошлого», заявил экс-глава Национальной разведки США Ричард Гренелл, ныне – спецпосланник президента Трампа по особым поручениям. После чего миллиардер Илон Маск, назначенный Трампом главой Департамента государственной эффективности (DOGE), сказал, что эти радиостанции больше никто не слушает, но они «сжигают миллиард долларов в год из карманов американских налогоплательщиков».
По мнению президента Кыргызстана, «Азаттык» нередко публикует искаженную информацию. Садыр Жапаров недоволен работой «Азаттык», и на этом фоне – согласен с предложением Илона Маска о закрытии подобных проектов.
Садыр Жапаров считает финансирование «Азаттык» бесполезным расходованием денег американцев. При этом средства, которые США ранее выделяли на поддержку «гражданского общества» в Кыргызстане, немалые. Так, с 2017 по 2020 год только один Национальный фонд поддержки демократии перечислил представителям кыргызских НПО, журналистам и блогерам 8 471 614 долларов. «Сейчас народ уже не нуждается в новостях «Азаттык»», – заявил кыргызский президент. Жапаров указал и на чисто техническое устаревание радиостанций в век интернета. Правда, сейчас указанные ресурсы распространяют свою информацию главным образом в сети. Также, по мнению Жапарова, люди сейчас обладают высокой информационной грамотностью и способны отличать правду от вымыслов.

«Разве распространение недостоверных сведений или манипуляция новостями – это свобода слова? – спросил президент Кыргызстана. – Не нужно путать вседозволенность со свободой слова или правами человека. Поэтому решения Трампа и Маска нужно поддержать».
Зарубежные спецслужбы и кыргызский Гайд-парк
Однако, несмотря на все громкие заявления Илона Маска, какой на самом деле будет политика новой администрации в других странах, говорить пока рано. И то же агентство «Кабар» указывает на пока что противоречивый ход формирования новой повестки в этой сфере. Например, в отношении пресловутого Американского агентства по международному сотрудничеству (USAID) сначала прозвучали весьма жесткие заявления, но потом позиция была несколько смягчена. Первоначально Маск прямо назвал этот фактический филиал американских спецслужб под прикрытием «преступной организацией». И сказал: «Пришло время ей умереть. USAID всë это время финансировало аферистов и террористов по всему миру». Дональд Трамп объявил, что агентство «управляется кучкой радикальных сумасшедших, и мы их убираем... а потом примем решение».
А как все это выглядит в цифрах? Финансирование СМИ и НПО в Кыргызстане по линии USAID в 2024 году составило 11,09 миллиона долларов. Попытки раскачать ситуацию в Кыргызстане, в том числе и под предлогом «нарушения свободы слова», предпринимались и ранее. В феврале прошлого года 11 журналистов и блогеров были задержаны на двое суток правоохранителями. Тогда в ответ на обвинения в нарушении свободы выражать свое мнение президент Жаспаров заявил, что задержаны только те, кто распространял недостоверную информацию, пытался клеветать и дестабилизировать обстановку. От тех же, кто справедливо критикует власти, раскрывает лица коррупционеров, государство получает только пользу. По словам президента Кыргызстана, такие граждане могут через интернет или публично выступая в сквере Горького говорить о недостатках и взяточниках, помогая тем самым очиститься от них. Сквер Горького – место в Бишкеке, где граждане могут свободно проводить митинги и собрания, которое называют еще местным «Гайд-парком».
Без иностранной опеки
В прошлом году в Кыргызстане был принят закон по установлению определенного контроля за деятельностью «иностранных представительств» (смягченная формулировка «иностранных агентов»), то есть – НПО. Республика занимает едва ли не лидирующее место в регионе по их количеству, в 2024 году их было там зарегистрировано свыше 24 тысяч. При этом многие государственные учреждения восполняли свое финансирование через зарубежные НПО, включая школы и больницы.

Безусловно, было немало и реальной помощи. Одним из таких примеров может быть защита прав женщин в рамках Пекинской платформы действий. В настоящее время в Кыргызстане проходит 16-дневная кампания активизма против гендерного насилия, которую проводит государственный Республиканский центр укрепления здоровья и массовой коммуникации, общественная организация «Кризисный центр «Сезим», ЮНИСЕФ и другие организации. Но специфика иностранного влияния через НПО и зависимые СМИ в том и заключается, что благие дела густо перемешиваются со стремлением установить свой контроль над суверенными государствами, а то и прямо – вести подрывную деятельность против власти. И уже давно многие в республике считали, что в целом ситуация с бурной деятельностью фактически неподотчетных НПО является по сути ненормальной. Но принятие закона об «иностранных представительствах» столкнулось с сильным сопротивлением определенных кругов и растянулось фактически на десять лет. Впервые такой законопроект был внесен в парламент Кыргызстана еще в 2014 году, но был отвергнут в 2016-м. А после того, как закон о подотчетности НПО с иностранным финансированием государству все же был принят, Кыргызстан столкнулся со шквалом критики из-за рубежа. В ответ президент Садыр Жапаров обратился к тогдашнему госсекретарю США Энтони Блинкену с просьбой не вмешиваться во внутренние дела Кыргызстана. Самое главное, что подобный закон о регистрации иностранных агентах (FARA) в самих Соединенных Штатах был принят еще в 1938 году.
И вот недавно предложение принять закон об иностранных агентах прозвучало и в парламенте Казахстана. С такой инициативой выступила Народная партия Казахстана (НПК). Депутат от НПК Ирина Смирнова упомянула и радио «Азаттык», указав, что на его сайте нет ни одного упоминания о строительстве новой школы, дороги, о победах казахстанцев — только критика и нагнетание негативного отношения к власти. Отвечая на вопросы журналистов, часть которых уже заранее были отрицательно настроены к этому предложению, депутат указала: за пример будет взят не аналогичный закон РФ, а американский законодательный акт об иностранных агентах.
Вскоре также на платформе ePetition.kz было опубликовано обращение с требованием закрыть представительство USAID в Казахстане.
В последние годы законы об иноагентах были приняты в самых разных странах, с различными политическими режимами и геополитическими предпочтениями. В 2004 году такой законопроект был утвержден в Зимбабве, став образцом для Эфиопии, Южного Судана и Уганды. В 2012 году закон об иностранных агентах вступил в действие в РФ. Затем такие же меры были утверждены в целом ряде стран, от Мексики до Китая, от Венгрии до Израиля. В общей сложности в более 60 странах мира были приняты законы, стремящиеся сделать прозрачным иностранное финансирование НПО. Наверное, последней стала Грузия, где в прошлом году вступил в силу «Закон о прозрачности иностранного влияния», едва ли не дословно скопированный с аналогичного закона США (FARA).
Последние же инициативы в Кыргызстане и Казахстане говорят только об одном — о растущем стремлении стран к укреплению суверенитета и независимости, к свободе от всякого иностранного вмешательства в свои дела — какой бы красивой риторикой оно ни прикрывалось.

