Танцы в Шуше, оружие и террор: почему Азербайджану рано расслабляться
Согласно информации Minval, сообщает Icma.az Танцы в Шуше, оружие и террор: почему Азербайджану рано расслабляться.
Февраль для Азербайджана богат на печальные исторические даты. 13 февраля 1988 года — начало открытого сепаратистского мятежа в Карабахе. 22 февраля 1988 года в окрестностях посёлка Аскеран были застрелены двое азербайджанцев. Уже потом в совершении этого убийства признался один из карабахских «полевых командиров» — Виталий Баласанян. 26 февраля 1992 года — Ходжалинский геноцид, ужасающая бойня мирного населения.
И если уж называть вещи своими именами, то ещё убийство в Аскеране, кроме всего прочего, продемонстрировало: с самого начала сепаратистский мятеж в Карабахе вовсе не был «мирным», как в этом пытались убедить всех и вся его устроители. А ещё — отряды боевиков-«бородачей», астрономическое количество «внезапно» обнаружившегося в Карабахе оружия и многое другое.
Возможно, сейчас, когда Азербайджан одержал победу в Карабахе, восстановил свою территориальную целостность и поставил крест на искусственно созданной в нагорной части Карабаха армянской автономии, многим просто не хочется вспоминать ни трагичные события начала девяностых, ни тем более задавать себе вопрос, сколько ошибок было допущено в самом начале конфликта, в том числе и потому, что многие из нас недооценили его опасность. Но помнить и делать выводы надо. Особенно сейчас, когда Азербайджан и Армения наконец-то получили шанс строить мирное будущее. И когда многое зависит от того, на самом ли деле в Армении готовы отказаться от претензий на Карабах.
Нет сомнений: события 1987–1988 гг., когда конфликт только начал разгораться, вернее, когда его начали старательно раздувать из Москвы и Еревана, ещё ждут своего настоящего исследования. Слишком уж много там неясностей, «белых пятен» и очень неудобных обстоятельств, прежде всего касающихся роли союзного, как говорили тогда, «центра» и спецслужб бывшего СССР, о роли которых теперь заговорил на суде Араик Арутюнян.
Но есть ещё одна сторона вопроса. Если бы тогда, в конце восьмидесятых, мы просто лучше знали свою историю, помнили о «мартовской резне» 1918 года и о том, как власти Азербайджанской Демократической Республики погасили армянский мятеж в Карабахе уже тогда, возможно, события развивались бы совсем по-другому. Но полного доступа к своей истории в советские годы мы просто не имели. А ещё, будем реалистами, многие просто не решались рассказывать о том, что помнили сами и что слышали от старших родственников. В СССР историческая правда всегда была опасным делом. А ещё это было проще и удобнее — считать, что в Карабахе не происходит ничего серьёзного, что пошумят пару недель и успокоятся, и вообще советская дружба народов крепка как никогда.
За своё благодушие мы заплатили страшную цену — десятки тысяч погибших, оккупация 20% территории, разрушенные города, миллион беженцев…
Казалось бы, пройдя через девяностые, через оккупацию и две войны, мы должны были бы надёжно излечиться от благодушия и стремления строить воздушные замки на песке. Но…
А теперь обратимся к событиям сегодняшнего дня. Из Армении приходят вроде бы оптимистичные новости. Её премьер-министр Никол Пашинян как бы выражает готовность признать территориальную целостность Азербайджана и вроде бы заговорил о том, что Армении нужна новая Конституция. Конечно, хотелось бы верить, что в Ереване наконец-то решили двигаться к миру. И очень многие, особенно из числа экспертов, уже готовы поверить, что Пашинян на самом деле всей душой за мир, и Азербайджану сегодня надо этот мир как можно скорее подписать, а не ужесточать позицию на переговорах…
Напомним: Пашиняна объявили миротворцем едва ли не наутро после победы его «шашлычной революции». Тогда эти надежды как бы имели под собой основание. В отличие от главарей «карабахского клана», Никол Пашинян не был лично замаран кровью. Но в реальности мы получили заявление в Ханкенди: «Карабах – это Армения, и точка!», пьяные танцы в Шуше, перенос туда «инаугурации» Араика Арутюняна и, наконец, «новую войну за новые территории», которую Пашинян начал 27 сентября 2020 г.
Проиграв войну, Пашинян поумнел? Хотелось бы верить. Но наличие в Карабахе 15-тысячной группировки ВС Армении с сотнями танков, другой бронетехники, артиллерийских стволов и средств РЭБ эту версию не подтверждает. И уж точно о многом заставляют задуматься провокации на границе.
И сегодня тоже есть серьёзные сомнения в искренности Пашиняна. Да, он как бы намекает на готовность выполнить одно из ключевых требований Азербайджана — убрать из Конституции притязания на Карабах. Но, во-первых, это именно намёки. А во-вторых, и это, возможно, главное, такие решения никогда не принимаются спонтанно. А инициатива Пашиняна озвучена в то время, пока в Ереване продолжают легально и без какого бы то ни было противодействия со стороны властей действовать структуры свергнутой хунты. Пока Армения продолжает масштабные закупки оружия, в том числе, точнее, прежде всего, наступательного — достаточно вспомнить французские гаубицы. Да и из Индии закупаются, по крайней мере, «образцы двойного назначения». Пока на границе создаются опорные пункты наступательного характера.
Плюс ещё слишком многое указывает на подготовку Еревана к террористической войне. Группировки типа «Еркрапа» и VOMA, как неоднократно рассказывал Minval, получают от официального Еревана поддержку, в том числе финансовую. Под видом «спортивных центров» тоже действуют базы по подготовке террористов.
И, наконец, Никол Пашинян слишком часто устраивал и устраивает этакие «обманные манёвры»: вроде бы делает многообещающие анонсы, выторговывает себе паузу в дипломатическом и военном давлении на Армению, а потом о своих обещаниях благополучно забывает.
И сегодняшние намёки Пашиняна на пересмотр Конституции тоже вполне могут оказаться не более чем намёками. В конце концов, Никол Воваевич, во-первых, однажды уже заговаривал о необходимости менять Конституцию, но дальше разговоров ничего не продвинулось. А во-вторых, нет ясности, собирается ли он действительно убирать оттуда претензии на Карабах. Особенно после вердикта Конституционного суда Армении, что, дескать, эта конституционная норма не мешает Пашиняну подписать мирный договор. Пока проект этой новой Конституции будет готовиться, пока его будут выносить на референдум и т. д., Пашинян получит очередную отсрочку, которая вполне может завершиться очередным мошенничеством и новыми военными провокациями.
Так что нам уж точно не стоит забывать, как дорого обошлось нам благодушие конца восьмидесятых.

