Транскаспийский газопровод и фактор стабильности Грузии Статья Владимира Цхведиани
Icma.az, ссылаясь на сайт Caliber.az, отмечает.
Сразу после визита в Узбекистан премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе 6 и 7 марта посетил и Туркменистан, где у него состоялись переговоры с президентом Сердаром Бердымухамедовым. Ираклий Кобахидзе отметил, что сотрудничество с Туркменистаном имеет особое значение для Грузии и развития ее роли в рамках Среднего коридора. Также Ираклий Кобахидзе подчеркнул, что Туркменистан — страна, отличающаяся богатейшими энергетическими ресурсами, и напомнил о перспективах транзита энергоносителей из Туркменистана на Запад через Грузию. Таким образом, премьер-министр Грузии фактически затронул тему пока что замороженного проекта Транскаспийского газопровода.
«Мы можем предложить Туркменистану весьма конкретную помощь в плане транзита энергоресурсов. Кроме того, мы также заинтересованы в закупке энергоресурсов из Туркменистана. У нас были очень интересные разговоры по этим вопросам, и я думаю, что в ближайшем будущем мы добьемся очень конкретного прогресса в наших отношениях на основе подписанных соглашений», — заявил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе грузинским журналистам в Туркменистане.

Значение Туркменистана для обеспечения энергетической безопасности постсоветских государств, не имеющих достаточных собственных энергоресурсов, в свое время было очень велико. На заре независимости на льготных условиях и по вполне приемлемой цене туркменский природный газ получали и Украина, и Грузия. При этом весь транзит газа осуществлялся через территорию РФ.
Россия как монопольный транзитер со временем начала навязывать Туркменистану свои условия. В конце концов большая часть туркменского газа начала скупаться российским «Газпромом» по заниженной цене и затем перепродаваться на европейском рынке, давая российскому газовому монополисту сверхдоходы. Логично, что Туркменистан начал искать способ избавиться от российской транзитной зависимости. Выход был найден – покупать туркменский газ начал Китай. Был построен газопровод Туркменистан-Китай через Узбекистан и Казахстан, официальная церемония открытия газопровода состоялась 14 декабря 2009 года. В то же время поставки туркменского газа в РФ постепенно сократились, а осенью 2024 г. прекратились вообще.
Однако европейский рынок газа для Туркменистана очень привлекателен. И в качестве «альтернативы» поставкам через территорию РФ давно уже рассматривается проект строительства Транскаспийского газопровода по дну Каспия, который позволил бы наладить масштабные поставки туркменского газа через Азербайджан, Грузию и Турцию в Европу. Еще 12 декабря 2011 года Совет по иностранным делам Европейского союза согласился предоставить переговорный мандат в Европейскую комиссию для переговоров с Азербайджаном и Туркменистаном по поводу Транскаспийского газопровода. Начало реализации проекта Южного газового коридора (ЮГК) увеличило интерес к Транскаспийскому трубопроводу как альтернативному пути поставок российского газа на европейские рынки. Предполагалось, что по этому коридору туркменский газ будет поставляться в Европу вместе с азербайджанским газом.
15 февраля 2018 года в Баку состоялось заседание международного Консультативного совета Южного газового коридора, на котором было отмечено, что Транскаспийский газопровод, предусматривающий транспортировку туркменского (в дальнейшем, возможно, также иранского) газа в Европу, также включён в проект ЮГК. Реализации проекта Транскаспийского газопровода стало способствовать и то, что 12 августа 2018 года в казахском Актау главами пяти прикаспийских стран была подписана «Конвенция о правовом статусе Каспия», согласно которой правила прокладки газопроводов по дну Каспия по Конвенции предусматривают согласие только соседних стран, а не всех стран Каспийского моря. Туркменистан после подписания соглашения заявил, что готов проложить по дну Каспия трубопроводы, которые позволят ему экспортировать свой газ через Азербайджан, Грузию и Турцию в Европу. В итоге остался нерешенным лишь вопрос финансирования проекта.
Но совершенно неожиданно после состоявшегося в октябре 2021 г. очередного заседания Совместного комитета Европейский союз – Туркменистан проект Транскаспийского газопровода был заморожен. Произошло это как раз в то время, когда большинство политических аналитиков начали делать выводы о неизбежности российско-украинской войны и, соответственно, трудностей с поставками российского природного газа на европейский рынок.
Казалось бы, самое время профинансировать строительство Транскаспийского газопровода для обеспечения европейской энергетической безопасности. Но у ЕС неожиданно начинаются «проблемы» с финансированием проекта. Хотя дефицит источников трубопроводного газа с началом российско-украинской войны привел к резкому росту спроса на сжиженный природный газ (СПГ), поставки которого из США, Катара и той же России резко возросли.
В декабре 2022 года состоялся трехсторонний саммит Азербайджана, Туркменистана и Турции, на котором вновь поднимался вопрос актуальности проекта Транскаспийского газопровода, но вновь сдвинуть с мертвой точки реализацию проекта не удалось, опять-таки из-за проблем с финансированием со стороны ЕС. Президент Азербайджана Ильхам Алиев во время выступления 21 июля 2023 г. на Шушинском глобальном медиа-форуме отметил, что пока не станет известно, кто будет финансировать проект Транскаспийского газопровода, его реализация или даже какие-то идеи по этому поводу будут выглядеть нереалистично.
«Вы также прекрасно знаете, что сейчас европейские банки прекратили финансирование проектов по ископаемому топливу. Поэтому будет сложно привлечь значительные денежные средства для этого. Ведь когда мы строили Южный газовый коридор, помимо корпоративного финансирования, мы получали средства от Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, Азиатского банка развития, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Сейчас же две из этих европейских организаций прекратили финансирование», — заявил тогда Ильхам Алиев.

В конце июля 2023 г. публично поднял тему Транскаспийского газопровода и МИД Туркменистана, отметив, что факторов, препятствующих осуществлению строительства газопровода, не существует: «Транскаспийский трубопровод является абсолютно реалистичным проектом, обоснованным с экономической точки зрения, способным внести ощутимый вклад в обеспечение энергетической безопасности в Евразии, обеспечить долгосрочный и бесперебойный доступ к источникам сырья для европейских потребителей при соблюдении очевидных выгод и интересов транзитной стороны», – говорилось в заявлении МИД Туркменистана.
Безусловно, одной из причин несколько «нелогичного» поведения ЕС и европейских банков в отношении финансирования Транскаспийского газопровода было навязывание той же администрацией Джо Байдена экономически развитым странам, в том числе и странам ЕС, так называемой «зелёной повестки». Но был ещё один фактор нежелания определенных кругов в ЕС давать добро на деление финансирования строительства Транскаспийского газопровода, и связан он как раз с Грузией. Тот же Ираклий Кобахидзе недавно прямо заявлял, что с начала российско-украинской войны Евросоюз оказывал беспрецедентное давление на Грузию с требованиями вступления в войну против России и открытия «второго фронта». Таким образом, Грузия изначально была «запланирована» в ЕС как потенциальная зона боевых действий.
Нежелание правящей партии «Грузинская мечта» втягивать свою страну в подобную геополитическую авантюру европейцев, маниакально стремившихся «поджечь» Южный Кавказ, не остановило ЕС. Брюссель и такие страны, как Франция, стали готовить госпереворот и «майдан» в Грузии со всё той же целью – сделать и ее, и по возможности Южный Кавказ ареной «большой войны».
Отсюда становится понятным нежелание правящих кругов ЕС даже начинать рассматривать вопрос возобновления финансирования «замороженного» проекта Транскаспийского газопровода. Единая Европа и администрация Джо Байдена до последнего надеялась «взорвать» Грузию и сделать ее «полем боя». Вкладывать деньги в проект транзита газа по территории, где была «запланирована» война, Европа категорически не хотела, даже несмотря на заинтересованность в проекте и европейских потребителей, и Туркменистана, и Азербайджана, и Турции, и Грузии.
Однако планы организации майдана в Тбилиси и втягивания Грузии в войну против РФ провалились. Страна отстояла свой суверенитет, и партнёры Грузии дают понять, что никаких препятствий к реализации Транскаспийского газопровода и транзита туркменского газа, в том числе и через Грузию, нет. А спрос на туркменский газ есть, и он будет только расти. В частности, в рамках подписанного 10 февраля 2025 года соглашения между турецкой компанией BOTAS и «Туркменгазом» с 1 марта 2025 года начались поставки туркменского природного газа в Турцию. Пока поставки осуществляются через Иран в рамках бартерной схемы, объем поставок составит до 2 млрд кубометров газа в год. Комментируя начало поставок туркменского газа, посол Турции в Туркменистане Ахмет Демирок на пресс-конференции 14 февраля 2025 г. заявил, что Турция заинтересована в реализации проекта Транскаспийского газопровода, который позволит увеличить объемы поставок газа из Туркменистана и направлять его на европейский рынок. По заявлению Ахмета Демирока, «в долгосрочной перспективе Турция заинтересована в реализации проекта Транскаспийского газопровода, который позволит увеличить объемы поставок газа из Туркменистана и направлять его на европейский рынок». Напомним, что проект Транскаспийского газопровода предусматривает поставки до 30 млрд куб. м природного газа в год.

Визит Ираклия Кобахидзе в Туркменистан стал знаком того, что ситуация в Грузии полностью стабилизировалась и никаких рисков для реализации проекта Транскаспийского газопровода и транзита туркменского природного газа через территорию Грузии нет. Также интересно, что во время визита премьера Ираклия Кобахидзе в Туркменистан в Тбилиси во дворце Орбелиани состоялась церемония вручения послами 13 стран (из которых 3 – члены ЕС) верительных грамот президенту Грузии Михаилу Кавелашвили. Верительные грамоты президенту Грузии вручили послы Бельгии, Люксембурга, Филиппин, Камбоджи, Кипра, Малайзии, Пакистана, Сомали, Бурунди, Гватемалы, Мали, Кореи и Таджикистана.
Таким образом, миф о том, что якобы ЕС не признает правительство «Грузинской мечты», сам собой развенчался. Как известно, Бельгия — одно из ключевых государств ЕС, в ее столице Брюсселе находятся руководящие органы Евросоюза. Посол этой страны не стал искать по подворотням якобы «легитимного президента» по версии оппозиции Саломе Зурабишвили, а вручил верительную грамоту законному президенту Михаилу Кавелашвили. Это очень знаковое событие, свидетельствующее о полном провале планов дестабилизации ситуации в Грузии, основываясь на «непризнании легитимности» действующей власти.
Владимир Цхведиани, Грузия, специально для Caliber.Az


