Турция и Израиль обсуждают раздел Сирии АНАЛИТИКА
Icma.az, со ссылкой на сайт Vesti, информирует.
Турция и Израиль обсуждают создание линий деконфликтинга в Сирии. Так на дипломатическом языке сегодня называют раздел территорий. Переговоры по прямой связи, во избежание недопонимания между военными двух стран, ведутся прямо сейчас. Это происходит через несколько дней после того, как Израиль нанес удар по авиабазе Т4 в сирийском Хомсе, куда Турция намеревалась направить свои войска.
США остаются последним, наиболее важным арбитром в Сирии. Похоже, Вашингтон хочет, чтобы Израиль и Турция ослабили напряженность.
Об этом сообщает высокопоставленный анонимный источник лондонского издания MEE (Middle East Eye) — чиновник, знакомый с турецко-израильским спором.
Турция и Израиль провели переговоры о создании линии деконфликтинга в Сирии, чтобы избежать недопонимания и предотвратить возможные столкновения между их военными, сообщили Middle East Eye два западных чиновника.
На прошлой неделе израильские ВВС нанесли несколько авиаударов по военным объектам в Сирии, включая авиабазы Хама и Тияс (также известную как Т4), где Турция планировала разместить свои войска.
Удары были нанесены как раз в тот момент, когда Анкара готовилась отправить техническую группу для осмотра базы Т4 и проведения предварительной оценки для ее реконструкции.
Два западных чиновника сообщили MEE, что премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху сообщил своим коллегам: у Израиля имеется ограниченное окно для нанесения ударов по базе Т4 до того, как Турция сможет разместить там свои силы. По его словам, как только Турция переместится туда, база станет недоступной для израильских операций.
Если турецкие военные подвергнутся нападению израильских войск, даже по ошибке, это может привести к крупному конфликту. Однако установка на базах систем противовоздушной обороны помешает израильским самолетам действовать в этом районе.
На прошлой неделе MEE сообщило, что Анкара собирается взять под контроль базу Т4, чтобы разместить на ней разведывательные и ударные беспилотники.
Турция также планирует установить в этом и, возможно, в других регионах Сирии системы ПВО типа Hisar. В конечном итоге турецкие военные намерены создать многоуровневую систему ПВО на базе и вокруг нее с возможностями ближнего, среднего и дальнего радиуса действия — систему, предназначенную для противодействия угрозам со стороны израильских самолетов, беспилотников и ракет.
Сообщается, что планы включают временное размещение систем ПВО С-400 российского производства до завершения реконструкции базы.
Согласно тем же западным источникам, Нетаньяху считает, что после авиаударов был достигнут прогресс в достижении соглашения о деконфликтинге с Турцией, и переговоры продолжаются.
Он также заявил, что Израиль продолжает настаивать на полной демилитаризации южной части Сирии, включая любое турецкое присутствие.
Отдельный источник, знакомый с турецко-израильской напряженностью, подтвердил в беседе с MEE, что обе страны ведут переговоры о создании линии деконфликтинга после израильских ударов по базе Т4.
«И израильские, и турецкие официальные лица в один и тот же день выступили с идентичными заявлениями, что не стремятся к конфликту друг с другом в Сирии», — сказал источник. «Похоже, это было скоординировано».
Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан заявил в пятницу агентству Reuters, что Турция не ищет конфронтации с Израилем в Сирии. То же агентство сообщило о заявлении высокопоставленного израильского чиновника с точно такой же формулировкой.
Источник добавил, что, несмотря на публичные угрозы, Израиль, скорее всего, согласится на размещение турецких военных баз в Хаме и Пальмире в рамках соглашения о деконфликтинге.
Крах правительства президента Сирии Башара Асада в декабре и превращение Турции в доминирующую региональную державу в Сирии встревожили Израиль, который теперь рассматривает Анкару как более серьезную угрозу, чем Иран.
С декабря Анкара и Дамаск ведут переговоры о заключении оборонного пакта после свержения Асада. Согласно предложенному соглашению, Турция обеспечит воздушное прикрытие и военную защиту нового правительства Сирии — прикрытие, которого в настоящее время не имеет действующая армия страны.
«США остаются последним арбитром в Сирии, и, похоже, Вашингтон хочет, чтобы и Израиль, и Турция снизили напряженность», — добавил источник.
Турецкие чиновники сообщили, что их страна планирует создать военные базы на востоке Сирии в рамках кампании по борьбе с ИГИЛ. Пока Вашингтон готовится к выводу войск, Анкара работает над созданием региональной платформы — с участием Иордании, Ливана, Сирии и Ирака — для продолжения операций против ИГ.
Базы Т4 и Пальмира считаются критически важными для отслеживания оставшихся в регионе боевиков ИГ.
Однако главной проблемой Израиля остается свобода воздушных операций в Сирии, поскольку установка турецких средств ПВО может лишить израильскую авиацию возможности действовать в этом воздушном пространстве.
«Мы не можем говорить от имени сирийцев. Вопросы сирийской безопасности должны решаться самими сирийцами», — сказал Фидан в пятницу. «Если они хотят иметь определенные договоренности с израильтянами, это их дело», — добавил он.
Турция меняет тон: почему Эрдоган преуменьшает напряженность в отношениях с Израилем
Возможно, Израиль недооценил ХАМАС, но Анкара видит, что Израиль не недооценивает Турцию, указывает израильский аналитик Сет Францман.
Похоже, что в последние дни Турция намеренно смягчает тон в отношении Израиля в Сирии. Это происходит на фоне ударов по таким объектам, как авиабаза Т-4 (Тияс) вблизи Пальмиры; израильские СМИ прямо называют эти удары сигналом Анкаре.
Анкара обычно более воинственна. Почему же президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, ранее сравнивавший Израиль с нацистской Германией, сейчас воздерживается от угроз?
Есть несколько причин. Первая — очевидная. Анкара хочет позитивных отношений с администрацией президента США Дональда Трампа. Она понимает, что нынешняя администрация крайне произраильская. Израиль пользуется в Белом доме поддержкой, превышающей поддержку любой другой страны.
Например, администрация Трампа готова вступать в конфликты с союзниками, такими как Канада, и вводить тарифы против друзей и врагов — но при этом твердо поддерживает Израиль.
Так было не всегда, но сейчас это реальность. Израиль имеет доступ к ключевым фигурам в администрации — больший, чем Турция. Анкара это знает и предпочитает не обострять ситуацию.
У Турции были тесные связи с первой администрацией Трампа. Она ожидает, что они сохранятся. Однако Анкара понимает, что должна действовать осторожно. Уже проведена разъяснительная работа с госсекретарем США Марко Рубио.
Тем не менее, до сих пор не состоялась личная встреча Эрдогана с Трампом, тогда как премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху уже встречался с президентом и снова отправился в Вашингтон.
Во время первого срока Трампа Анкара не боялась выступать против Израиля. Например, она резко осудила перенос посольства США в Иерусалим.
Переосмысление стратегии
Когда готовились к подписанию Соглашений Авраама между Израилем и рядом арабских стран, Турция пригрозила разорвать отношения с ОАЭ. Она также угрожала Греции и американским войскам в Сирии. Анкара дестабилизировала ситуацию внутри НАТО.
Теперь, возможно, она пересматривает стратегию. Турция понимает, что игра в Сирии будет долгой.
Турцию также мог удивить уровень решимости Израиля. Хотя удары по Сирии — не новость, СМИ открыто признали, что удары по Т4 или военной базе у Хамы были направлены против Турции. Это упреждение.
Израиль в прошлом позволял проблемам нарастать, как в случае с ХАМАСом или «Хезболлой». Но в Сирии он действует на опережение.
На этой неделе в издании Ynet появился анализ: «Израиль и Турция размышляют, как разделить Сирию на сферы влияния до стабилизации управления».
Рон Бен-Ишай, известный эксперт, отметил: «По мере того как Израиль и Турция борются за влияние в Сирии после падения Башара Асада, растет напряженность из-за их военных и экономических амбиций. Израиль стремится ограничить турецкое присутствие, но обе стороны ищут временные договоренности».
Турция, скорее всего, тоже это читает — и понимает, что это сигнал с самого верха.
Израильское присутствие в Сирии
Израильский специалист по Ближнему Востоку Марианна Беленькая пишет, что в регионе растут опасения из-за вероятности прямого столкновения Израиля и Турции.
Это связано с ударами по сирийским военным аэродромам, которые Турция рассматривала как будущие базы. Атака стала предупреждением.
После этого министр Фидан заявил: «Мы не хотим конфронтации с Израилем. Сирийцы должны сами решать вопросы безопасности». Однако конфликт не исчерпан.
Бен-Ишай считает, что Израиль предлагает Турции раздел Сирии на зоны влияния под эгидой США (восток), России (запад), Турции (север), Израиля (юг и восток), и временного сирийского режима (остальное) — до появления нового стабильного правительства.
По данным Reuters, Израиль просит администрацию Трампа сохранить российские базы на западе Сирии — чтобы сдержать Турцию.
Беленькая отмечает: никто не знает, как долго продержится нынешний президент Сирии Ахмед аш-Шараа. Турция опирается на лояльное население и вооруженные группы, а Израиль — на минимальную поддержку и растущую враждебность.
На юге Сирии усиливаются народные протесты. В результате израильских рейдов в провинции Дераа погибли девять человек, 23 ранены. Местные пытались остановить проникновение израильских военных вглубь территории. Израильская армия утверждает, что уничтожила террористов.
Аналогичный случай произошел неделей ранее в деревне Коя. Израиль сообщает о ликвидации террористов, арабские СМИ пишут, что местные жители просто пытались помешать военным войти в деревню.
Местные СМИ отмечают рост возмущения из-за захвата водных ресурсов и сельхозугодий. Демонстрации после похорон в разных провинциях Сирии все чаще связываются с ситуацией в Газе.
Растет движение «Фазаа» — мобилизация народного сопротивления. После столкновений в Дераа туда прибыла группа от племени Акидат. «Это первый вооруженный народный ответ после падения режима Асада», — пишет Аш-Шарк аль-Аусат.
Вывод…
Израиль и Турция стремятся к формированию собственных сфер влияния в Сирии. Обе страны осознали риски, которые несет продолжающееся соперничество, и потому ведут переговоры о разграничении зон ответственности — чтобы избежать прямого конфликта. Эти усилия происходят при посредничестве администрации Дональда Трампа, которая, по сути, играет роль арбитра и балансировщика интересов. В условиях, когда режим Асада пал, а страна находится в переходной фазе, именно согласованные действия Турции, Израиля и США будут определять, как будет выглядеть новая карта Сирии — по крайней мере, в ближайшие годы.
*****
P. S Отметим, что двусторонняя встреча Турция-Израиль по вопросу Сирии проходила в Азербайджане. Данный факт подтвердили в офисе премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху (ред.)


