Удар по Турции: союзники по ОТГ встали на сторону Греции. Что думают в Баку?
Icma.az сообщает, основываясь на информации сайта Minval.
Тюркские государства — Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан и Туркменистан — поддержали резолюции против непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК).
Голосование состоялось в рамках первого саммита Европейского союза и Центральной Азии в Самарканде. Некоторые эксперты, как уже писал Minval, уже резко высказались относительно данного решения, назвав его «геополитическим ударом» по Турции и «актом предательства».
«Решения Казахстана, Узбекистана и Туркменистана вывести свои отношения с (греческой) Республикой Кипр на новый уровень, назначив туда послов, вызывают много вопросов не только в Анкаре, но и в Баку. Хотя эти страны ранее признали Республику Кипр, они не назначали туда послов, чтобы не портить отношения с Турцией», — сказал в беседе с Minval.az политолог, руководитель Центра политических исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу.
Он напомнил, что 19 декабря 2024 года посол Узбекистана (также посол в Италии) Абат Файзуллаев вручил верительные грамоты президенту Кипра. «Позднее, 24 февраля 2025 года, посол Казахстана Николай Жумаканов, а двумя днями ранее — 2 апреля — посол Туркменистана (также посол в Италии) Тойлы Комеков вручили верительные грамоты президенту Никосу Христодулидису», — добавил эксперт.
Политолог обратил внимание на особую активность Казахстана в развитии отношений с Республикой Кипр: «В то время как Узбекистан и Туркменистан аккредитовали своих послов в Италии на Кипре, Казахстан открыл посольство непосредственно в Никосии. Кипр с официальным визитом посетил заместитель премьер-министра, министр иностранных дел Казахстана Мурат Нуртлеу. В ходе встречи М. Нуртлеу и президента Республики Кипр Никоса Христодулидиса была достигнута договорённость об открытии прямого авиасообщения между двумя странами в 2026 году.
Ранее посол Жумаканов заявил в ходе встречи с президентом Кипра: «Казахстан твёрдо поддерживает суверенитет и территориальную целостность Республики Кипр в пределах её международно признанных границ». Это означает, что Казахстан указывает на признание суверенитета Республики Кипр над всем островом (включая северную часть, населённую турками), а не только над территорией, которую он де-факто контролирует.
В ходе встречи с послом Казахстана Христодулидис обвинил Турцию в агрессии — и на это не последовало никакой реакции».
В этой связи Шахиноглу пояснил, что всё это означает: «Следует отметить, что в 2022 году Турецкая Республика Северного Кипра получила статус наблюдателя в Организации тюркских государств (ОТГ). Однако ТРСК не была приглашена на юбилейный (10-й) саммит организации, состоявшийся год спустя в Казахстане».
«Азербайджан поддерживает членство Республики Северного Кипра в ОТГ. Однако если Казахстан и Узбекистан выступят против этого, то обеспечить полноценное членство будет трудно», — отметил эксперт.
Если Казахстан и Узбекистан, по его словам, признав Республику Кипр и направив туда послов, будут готовы признать и независимость ТРСК, то Азербайджан также признает независимость Турецкой Республики Северного Кипра. «Но если страны Центральной Азии вслед за признанием Кипрской Республики не признают независимость Северного Кипра, это станет серьёзным ударом по Организации тюркских государств», — резюмировал Шахиноглу.


