Угрозы Незыгаря и закон бумеранга
Как сообщает Icma.az со ссылкой на Minval Угрозы Незыгаря и закон бумеранга.
Московские пропагандисты продолжают закатывать публичные истерики в адрес Азербайджана. Отличился и ТГ-канал «Незыгарь». По его сведениям, в Совбезе России с участием профильных ведомств рассматривают варианты ответных мер «на агрессивную эскалацию со стороны Баку, которая противоречит духу и букве заключённых договоров и соглашений между странами, включая Договор о союзническом взаимодействии от 2022 года». То, как ведёт себя Россия в трагедии с азербайджанским самолётом, совершавшим рейс Баку-Грозный, по мнению «Незыгаря», «духу и букве заключённых договоров» полностью соответствует.
А дальше канал приводит свою беседу с неким источником на Старой площади, по мнению которого у Азербайджана «головокружение от обретения Карабаха», и вообще там забыли «об экономических связях с Россией», что может дорого обойтись Азербайджану. После чего «источник» перечисляет возможные меры реагирования. По его словам, «переводы азербайджанских трудовых мигрантов из России на родину (в среднем свыше 1 млрд долларов в год) составляют примерно 7% годового дохода бюджета Азербайджана. Их блокировка мгновенно скажется на его дефиците и государственных расходах. Азербайджанские поставки в РФ состоят в основном из овощей и фруктов, зачастую реэкспортируемых из Турции. В то же время Россия поставляет в Азербайджан зерно, молочную продукцию, транспортные средства, оборудование, а также имеет ряд совместных производств (1400 предприятий с участием российского капитала, суммарные инвестиции около 8 млрд долларов) на основе локализованных российских технологий. Положительное сальдо товарооборота — около 2 млрд долларов в 2024 году в пользу России. 30% общего объёма продовольственных закупок Азербайджана приходится на Россию. Иными словами, в течение нескольких месяцев Россия практически безболезненно для себя может поставить Азербайджан на грань экономического коллапса».
Кроме того, источник намекает на «исключение морского порта Баку из СТК «Север-Юг» и прямое соединение российской части маршрута с иранскими портами. Возможно также блокирование поставок азербайджанской нефти в Европу через транзитный порт Новороссийска, что приведёт к резкому падению валютной выручки Баку — основного источника формирования бюджета. Альтернатив этому маршруту нет».
Но самое главное, источник на Старой площади пригрозил, что «Россия может пересмотреть свою политику в отношении так называемой «лезгинской проблемы». Речь идёт о почти 100 тысячах «кубинских» лезгинов, проживающих на севере Азербайджана, граничащем с территориями Дагестана, населёнными их собратьями. Азербайджанские лезгины ещё со времён СССР (1965) требовали воссоединения с лезгинами России в единой Лезгинской АССР. После распада Советского Союза было создано движение «Садвал», выступавшее против насильственной ассимиляции лезгинов и за передачу населённых ими территорий в состав Дагестана».
Как теперь уверяет источник, «требования были отклонены при поддержке РФ, а само движение, не получив поддержки Москвы, утратило свою радикальность», но «среди российских бизнесменов лезгинского происхождения идея воссоединения с азербайджанскими лезгинами остаётся актуальной». Так что «Кремль может поддержать их инициативы в этом направлении наряду с другими мерами».
Ну что же, разберём этот перечень угроз по пунктам. Для начала, «источнику со Старой площади» надо бы подучить матчасть и уяснить для себя простую вещь: Азербайджан – это не Армения. Российской филантропии в двусторонних связях нет ни грамма. Азербайджан – сильное и самодостаточное государство, которое от России не зависит. Да, разрыв каких-то экономических, гуманитарных и прочих связей может создать «головную боль», но прогнозы по поводу «экономического коллапса» и планы поставить таким образом нашу страну на колени лучше, как бы это помягче сказать, запрятать в самый дальний ящик стола и поменьше о них вспоминать.
Теперь по пунктам.
Основной экспортный трубопровод Азербайджана – это Баку-Джейхан, который идёт в обход территории России. Ещё есть труба Баку-Супса, проходящая по территории Азербайджана и Грузии. Трубопровод Баку-Новороссийск не действует уже три года! Так что, если очень хочется, Москва может заблокировать уже не действующую трубу ещё и со своей стороны, но на валютной выручке Азербайджана это никак не скажется.
Что же до угроз «исключить морской порт Баку из СТК «Север-Юг»» и взаимодействовать с иранскими портами напрямую, то смеем напомнить: Астрахань – порт замерзающий, со сложной гидрографией, особенно теперь, на фоне обмеления Каспия. Наверное, не зря свою Каспийскую флотилию РФ перебазировала оттуда в Дагестан. Махачкале же по грузообороту и пропускной способности не допрыгнуть не то что до Баку, но даже до Астрахани. Не говоря о том, что иранские беспилотники и ракеты для ударов по украинским городам и так доставляются в РФ напрямую, не через Азербайджан. А гражданской продукции между РФ и ИРИ циркулирует не так много.
Поставки зерна и молочной продукции из России в Азербайджан легко могут быть замещены другими производителями – зерно может поставлять, к примеру, Казахстан, «молочку» — Украина, Турция, а также растёт собственное производство…
Наконец, эксперты советуют вспомнить события зимы 1994–1995 гг. Тогда, напомним, в ответ на подписание в Баку «Контракта века» Россия ввела полную транспортную блокаду нашей страны, закрыв воздушное, железнодорожное и автомобильное сообщение. В Первопрестольной были уверены, что уже завтра в Баку откажутся от намерения разрабатывать свои нефтяные залежи вместе с западными компаниями и тем более не задумаются о независимом трубопроводе. Не вышло. Более того, по мнению специалистов, именно тогда сильнейший импульс получило развитие широтного коммуникационного хаба – того самого, который называли и возрождённым Шёлковым путём, и Срединным коридором.
Попытки «опустить шлагбаум» перед сельскохозяйственной продукцией из Азербайджана и «не пущать» азербайджанские помидоры, яблоки, персики и т. д. на российский рынок предпринимались неоднократно, и ни разу не приводили к тем результатам, на которые рассчитывала Москва. Более того, и здесь «источнику со Старой площади» надо бы получше ознакомиться с темой. Во-первых, после введения санкций Москва сама просила у Азербайджана нарастить поставки продовольствия на свой рынок. А во-вторых, Россельхознадзор столько раз пытался выискивать в азербайджанской плодоовощной продукции что-то недозволенное, что азербайджанские аграрии уже давно пришли к выводу, что на российском рынке надо быть готовым к неожиданностям. Так что альтернативные варианты наличествуют и здесь. В переводе: «создать экономический коллапс» не получится, а вот окончательно добить связи Азербайджана и РФ – вот это вполне ожидаемый результат. И понятно, что в нынешней ситуации, когда у Москвы и так с партнёрами и дружественными странами туговато, это вряд ли то, чего бы хотели добиться на Старой площади.
Тем более не стоит переоценивать эффективность «миграционного давления». Поступления от мигрантов в госбюджет на миллиардные суммы – это вообще абсурд. Более того, подобные цифры могли иметь место в ранних девяностых, когда безработица и бедность в Азербайджане доходили до 50 %, но не сейчас. Сегодня и в Азербайджане 1 500 000 новых рабочих мест, новые «поля» для индивидуального предпринимательства, начало возрождения освобождённых от армянской оккупации земель с новыми проектами и рабочими местами, а в России проблемы – санкции, падение рубля, регулярные попытки «забрить» мигрантов на украинский фронт и т. д. Азербайджан – это не Армения и не Таджикистан с «гастарбайтерской» экономикой, так что и эти угрозы не сработают.
А вот угрозы активировать «лезгинскую проблему» – это уже куда более опасная тема. Причём опасная для Москвы. Воздержимся от выстраивания конспирологических версий, насколько связаны между собой утечка «Незыгаря» насчёт планов дестабилизировать ситуацию в Губинском районе и обезвреживание там же ячейки «лесных братьев».
Спрашивать, в курсе ли авторы этих «гениальных идей», что никаких 100 тысяч лезгин в Губинском районе нет, никаких планов по поводу «Лезгинской АССР» не было и быть не могло хотя бы потому, что в российском Дагестане более 30 народностей, лезгины – лишь одна из них, а ещё есть даргинцы, аварцы, цахуры, рутульцы… Отметим другое.
Во-первых, «Садвал» — это не просто радикальная, а террористическая группировка. То есть попытки «активировать тему» – это прямое заигрывание с террористами. А ещё – вызов против территориальной целостности Азербайджана.
Здесь напомним: даже в самые худшие времена двусторонних отношений в Баку никогда не поддерживали антироссийские сепаратистские группировки. Уважение границ и территориальной целостности – это краеугольный камень нашей внешней политики. И здесь мы рассчитываем, что и Россия не будет поддерживать попыток «ломать» границы Азербайджана.
И самое главное, в Баку прекрасно отдают себе отчёт, что «вирус нестабильности» не признаёт государственных границ. Так что попытки накачивать сепаратизм в Губинском районе немедленно отзовутся в Дагестане. В самом Дагестане, где и так очень неспокойно. И где московское начальство так нервничает по поводу растущей «мягкой силы» Азербайджана, пытаясь этому процессу всячески помешать – Minval об этом рассказывал не раз.
В Баку никоим образом не хотели бы получить очаг нестабильности у своих границ, в том числе и по ту их сторону, но в Москве лучше держать в голове опыт французской Новой Каледонии. Внимательно почитать, как в Париже обвиняют на все лады Азербайджан, но стабилизировать ситуацию в своих «заморских департаментах» не могут. А «Новая Каледония» в неспокойном Дагестане – это, как представляется, последнее, что сегодня нужно Москве.
Так что не забывайте, господа, о «законе бумеранга». И не бросайтесь камнями, живя в стеклянном доме.
![see](https://icma.az/template/assets/label.png)
![see](https://icma.az/template/assets/see.png)