Вместо жёсткой реакции глухота
Нет ничего опаснее не принятых вовремя решений – политические последствия катастрофы рейса AZAL Баку–Грозный доказали это ещё раз. Накануне, как уже сообщал Minval, комментировать ситуацию взялся пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, который, в числе прочего, уверял, будто в Кремле «не знакомы» с оскорбительными высказываниями российских журналистов и общественных деятелей в адрес президента Азербайджана Ильхама Алиева, потребовавшего, чтобы в расследовании трагедии рейса Баку–Грозный в отношении Азербайджана соблюдались общепринятые в мировом сообществе правила.
Честно говоря, эти заявления Пескова звучали бы смешно, если бы от них не было так грустно. Понятно, что уследить абсолютно за всеми сообщениями в соцсетях, выходками блогеров разного калибра и т. д. невозможно даже физически. Но когда оскорбительные посты в адрес президента дружественной России страны публикует член Общественной палаты, когда с подобными заявлениями выступает журналистка, сотрудничающая с одним из обласканных Кремлём изданий, и это вызывает в Азербайджане сильнейший резонанс и справедливое возмущение – знать об этом пресс-секретарю президента России положено по штату.
Более того, если бы нечто подобное позволили себе в Азербайджане в отношении российского руководства, вряд ли Дмитрий Песков снова занял бы позицию в стиле «я не в курсе, я ничего не слышал». Конечно, в Азербайджане другая политическая культура, и подобных оскорбительных заявлений в публичном пространстве здесь не допускают. Но с попытками России цензурировать информационное поле Азербайджана мы сталкивались и продолжаем сталкиваться. В частности, остается заблокированным со стороны «Роскомнадзора» Minval, – за то, что освещал войну в Украине не так, как того хотелось бы Кремлю. Помним мы и открытые письма российского посольства в Азербайджане в ответ на наши статьи.
Так как же понимать в этом случае позицию Пескова? Он действительно не в курсе? Или считает, что оскорбления в адрес президента Азербайджана не заслуживают внимания?
Между тем расследование авиакатастрофы, произошедшей близ казахстанского Актау, продолжается. В скором времени, как полагают осведомлённые специалисты, будут раскрыты новые подробности и реальные факты о том, что произошло с этим самолётом, которому в российском небе сначала глушили связь и навигацию, а потом по нему запустили зенитные ракеты. Понятно, что эти новые подробности могут оказаться, мягко говоря, не в пользу Москвы, и такая перспектива вызывает серьёзное беспокойство в определённых кругах.
В Азербайджане не станут молчать по поводу случившегося с гражданским самолётом в российском небе. Ошибки случаются, но когда вместо извинений за эти ошибки и наказания виновных поднимается вал оскорблений в адрес азербайджанского лидера, а российское руководство делает вид, будто бы оно «глубоко не в курсе», – это уже политическая цена совершенно другого масштаба.
Гибель десятков людей в гражданском самолёте, подбитом российской ПВО, – это тяжелейшее испытание для двусторонних отношений. В таком случае требуется особый такт и выверенность политических решений. А если вместо этого мы сталкиваемся с пренебрежительным державным высокомерием, то такие действия не останутся без последствий.
Вынуждены напомнить: в случае с оскорбительными высказываниями в адрес президента Азербайджана есть совершенно очевидные решения. Оба любителя нецензурной лексики – и Владимир Карасёв, и Анна Сочина – должны принести извинения. Более того, Общественная палата РФ должна исключить Карасёва из своего состава, а издание PolitRus – прекратить сотрудничество с Анной Сочиной. По крайней мере, таких шагов ожидают в Баку.
Мы не требуем никого четвертовать, ссылать на Колыму, вымазывать в смоле и вываливать в перьях. Но элементарные правила поведения и нормы этики должны соблюдаться.