Война против союзников новый поворот
Icma.az, ссылаясь на сайт Haqqin, передает.
Когда чрезвычайные меры по тотальному введению пошлин на импортные товары называют «мировой торговой войной», не всегда даже отдают себе отчет, сколько в этом определении правды.
Согласно американскому законодательству, тарифную политику и ее параметры определяет Конгресс. Президент же получает полномочия вмешиваться в нее только в случаях, когда существует чрезвычайная угроза национальной безопасности. Сфера нацбезопасности – дело главы государства. Поэтому, когда Дональд Трамп хотел прижать тарифами соседние Мексику и Канаду, он объявил о чрезвычайном положении в связи с потоком наркотика фентанил, который идет через мексиканскую и канадскую границу.
В США началась и война за полномочия. Никто их Трампу просто так не отдаст
Правда, в случае с Канадой, которая свою границу вполне прилично блюдет, был крайне неубедителен, и Сенат 2 апреля отменил чрезвычайное положение в отношениях с северным соседом. Это стало возможным благодаря тому, что к демократам присоединилось четверо сенаторов-республиканцев, которые своим поступком сильно разозлили Трампа.
Для того, чтобы провести беспрецедентную тарифную атаку практически на все остальное человечество, глава Белого дома использовал тот же прием: им был подписан указ, вводящий чрезвычайное положение в Соединенных Штатах из-за угрозы дефицита торгового баланса.
«Крупный и постоянный ежегодный дефицит торгового баланса США привел к ослаблению нашей производственной базы, отсутствию стимулов для наращивания передовых отечественных производственных мощностей, подрыву важнейших цепочек поставок и зависимости нашей оборонно-промышленной базы от иностранных противников», - говорится в документе. Караул, война!
Экономику, которую президент якобы взялся спасать, трясет от одного этого, и результат стресса – обвал рынка акций. Надеяться, в Штаты потекут иностранные инвестиции, странно: серьезным инвесторам спокойнее переждать, когда в Вашингтоне появится более предсказуемое правительство
Правда, что касается именно противников, в списке стран, в отношении которых введены новые тарифы, не оказалось России, Беларуси, Кубы и Северной Кореи. Пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Левитт пояснила это тем, что режим санкций с этими странами привел к свертыванию их торговли с США. Впрочем, несложно найти информацию, что торговый оборот с Россией, хоть и невелик, всего около 3,5 миллиардов долларов, но точно больше, чем у десятков стран, оказавшихся в злополучном списке. Так что война была объявлена в первую очередь союзникам.
Кстати, с союзниками вышло вообще неудобно. Соединенные Штаты связаны с ними, и не только с ними, но с ними в первую очередь целым рядом соглашений, которые регулируют торговые отношения, и там точно ничего нет об одностороннем введении пошлин без всякого предупреждения. Больше того, что касается партнеров по НАТО, статья 2 Евроатлантического договора обязывает страны-участницы «укреплять свободные институты, обеспечивать экономическую стабильность и сотрудничество». Какая там стабильность, когда Трамп заявляет, что не исключает применения военной силы в споре с Данией за Гренландию…
Вся эта агрессивно-милитаристская стилистика, в которой нынешняя администрация будто бы отстаивает экономические интересы США, сама по себе ставит крест на перспективах улаживания реальных или воображаемых торговых разногласий в интересах Америки и возврата в страну промышленного производства. Внезапность, произвольность, валовый подход без вычленения страновой специфики при определении тарифных ставок – все это выдает дилетантизм и экономическую безграмотность инициаторов «тарифной революции».
Республиканский сенатор Чак Грассли вместе с сенатором-демократом Марией Кантвелл представили революционный законопроект
Экономику, которую президент якобы взялся спасать, трясет от одного этого, и результат стресса – обвал рынка акций. Надеяться, в Штаты потекут иностранные инвестиции, странно: серьезным инвесторам спокойнее переждать, когда в Вашингтоне появится более предсказуемое правительство, чем рисковать серьезными суммами, пытаясь завести в США производство. Строительство промышленных мощностей занимает годы и требует больших сумм. Дешевле не связываться с МАГА-кудесниками: вдруг через пару лет обновленный Конгресс все эти ограничения отменит?
Нельзя исключать, что это произойдет и раньше. Республиканский сенатор Чак Грассли вместе с сенатором-демократом Марией Кантвелл 3 апреля, по свежим следам после «дня освобождения», как назвал Трамп день введения тотальных тарифов, представил законопроект, который требует, чтобы президента США получал одобрение Конгресса для введения новых пошлин: «Для введения новой пошлины президент должен уведомить Конгресс о введении (или увеличении) пошлины в течение 48 часов. Уведомление должно включать объяснение причин, по которым президент вводит или увеличивает пошлину, а также анализ потенциального воздействия на американские предприятия и потребителей», — говорится в тексте законопроекта. Если в течение шестидесяти дней Конгресс не принимает совместную, то есть голосами нижней палаты и Сената, резолюцию об одобрении, пошлина утрачивает свою силу.
Сенаторы таким образом пытаются вернуть Конгрессу полномочия и ответственность в сфере тарифов. Как сказала Кантвелл: «Торговые войны могут быть разрушительными, и именно поэтому отцы-основатели предоставили Конгрессу конституционные полномочия в вопросах войны и торговли». И это тоже война – война за полномочия. Никто их Трампу просто так не отдаст.


