Зангезурская метаморфоза Собхани Красные линии превратились в пунктир
Icma.az передает, что по данным сайта Caliber.az.
Так случилось, что грандиозные мероприятия в Китае затмили более мелкие события, включая и некоторые из тех, которые произошли в нашем регионе. Между тем, некоторые из них заслуживают того, чтобы напомнить о них. Событие, о котором пойдет речь сейчас, касается завершившего дипломатическую миссию в Армении посла Ирана Мехди Собхани.
В недавнем интервью Isca News Собхани делает монументальную попытку нивелировать значимость Вашингтонской трехсторонней декларации, в частности той ее части, которая касается Зангезурского коридора. «Ни в документе мирного соглашения, ни в заявлении, подписанном двумя странами в Вашингтоне, не упоминаются транспортные маршруты или что-либо, называемое «коридором», а обсуждается лишь открытие транспортных путей, которые обеспечат Азербайджану доступ к Нахчывану, а Армения, в свою очередь, будет связана с Джульфой в Иране по железной дороге».
Как видно из вышеприведенного пассажа, эта попытка связана не с протестом против пунктов соглашения как такового, а с их интерпретацией. То есть достаточно назвать коридор маршрутом, и оказывается, что Ирану уже ничего не угрожает. А уж если эта дорога носит имя Трампа, то вообще какие проблемы — мы сами всегда за это выступали. Так и хочется воскликнуть: «Ты ли это, Мехди?» Или, например: «Я не узнаю вас в гриме!» Как будто это не он в течение последних лет исходил желчью в адрес Азербайджана, называл прокладку маршрута через Зангезур «красными линиями» для Ирана и стращал армян перспективой катастроф в случае каких-либо соглашений по поводу коридора.

Далее иранский дипломат продолжает жонглирование словесами, дабы убедить себя и армян, что коридор не коридор, и американцы «не настоящие»: «Армения и США устно, а не письменно, договорились о регистрации в Армении армяно-американского совместного предприятия и определении оператора и инвестора для реализации проекта, который будет полностью определён в рамках национального суверенитета и юрисдикции Армении и будет регулироваться армянскими органами безопасности, паспортным контролем и таможенными процедурами. Согласно соглашению, это будет своего рода операторство, а не владение маршрутом», — сказал Собхани.
Но и этого ему показалось мало, и в конце он уже фактически выдал декларацию между Азербайджаном, Арменией и США в качестве триумфа… иранской дипломатии. По его словам, в тексте декларации, детали которого должны быть обсуждены двумя странами в будущем, полностью учтены пять принципов, которых желает Исламская Республика Иран, «включая уважение национального суверенитета, уважение целостности границ, юрисдикцию, взаимность и нерушимость границ, и поэтому нет никаких оснований для беспокойства по этому поводу».
В переводе с дипломатического фарси на обычный язык это означает, что теперь, когда Иран потерпел стратегическое поражение, возражать против воли США будет себе дороже. Поэтому самое элегантное сейчас решение, на взгляд иранского дипломата, это сделать вид, что поражение — это победа. Причем надо заметить, что в плане Зангезурского коридора о поражении Ирана можно говорить только условно, в контексте его собственной враждебной риторики по отношению к этому проекту. В принципе коридор никогда и не угрожал интересам Ирана. Враждебность некоторых иранских кругов по отношению к проекту была связана исключительно с нежеланием установления мира на Южном Кавказе. И вот сейчас, когда этот мир приобретает ощутимые контуры, иранским ястребам остается просто смириться, взять платочек и утереть слезы, а заодно и пресловутые красные линии.

Примечательно, что ответы Собхани удивили не только нас, но и армянских журналистов, иначе они бы не преследовали его уже сегодня в здании армянского парламента и не вынудили его повторить сказанное: «Никакого упоминания о каком-то коридоре в документах нет, речь идет о дороге. Ни в мирном соглашении, ни в тексте подписанной декларации нет речи о коридоре. Никакого коридора не будет! Никакого коридора не будет! Силой ничего не будет!»
Какой-то поток сознания, мало сопоставимый со стандартами дипломатии. Так коридора не будет вообще или он не будет прорублен силой?
Самое смешное в этой истории, да не только в этой, – это тот диссонанс, который рождается на стыке заявлений иранских ястребов до и после того, как им нанесли поражение. В самом поражении нет ничего позорного – тем более от такого могущественного соперника, как США. Позор в другом – в том, как эти чиновники облизывают сплюнутое. Неужели это и есть пресловутая восточная мудрость или тысячелетняя иранская цивилизация?


