Зависимость от импорта не самый лучший сценарий для потребительского рынка
Согласно Zerkalo.az, передает Icma.az Зависимость от импорта не самый лучший сценарий для потребительского рынка.
Центробанк рассуждает о перспективах прироста цен на местном потребительском рынке, отмечая первостепенные эффекты глобальной инфляции и ее влияние на экономику Азербайджана.
О воздействии цен на внешних рынках местный потребитель знает не понаслышке. Достаточно вспомнить ценовые уровни времен пандемии коронавируса, подстегнувшие цены на продовольствие и прочий ассортимент прилавков до рекордных уровней. После динамика подорожания затихла, разумеется, вслед за ослаблением повышения в мире.
«В октябре 2022 года инфляция в Азербайджане была на пике и достигла 15,6%, однако к концу прошлого года она снизилась до 4,9%. Несмотря на сохраняющуюся неопределенность, мы прогнозируем инфляцию на уровне 5,5% в этом году и 3,8% в следующем. В целом, инфляция остается в рамках целевого диапазона Центрального банка (4± 2%)», — сказал председатель Центрального банка Азербайджана (ЦБА) Талех Кязымов на прошедшей в Эр-Рияде конференции.
Основной причиной инфляционного давления председатель главного банка Талех Кязымов назвал импортируемую инфляцию, обращая внимание на ключевые последствия текущей геополитической ситуации для Азербайджана. Среди них повышение цен, трансформация международных расчетов, рост использования цифровых активов и национальных валют, а также необходимость соответствия международным регуляторным требованиям.
Обращает на себя внимание ситуация, вызванная дефицитом в ненефтяной части внешней торговли. Соотношение торгового баланса неуглеводородного сектора к ВВП в этой сфере не превышает у нас 21,8%. Есть в сложившейся обстановке и свои плюсы. Несмотря на высокую инфляцию у соседей, стабильность национальной денежной единицы купирует инфляцию на местном рынке, считает Т.Кязымов:
«За последние три года среднегодовая инфляция у наших торговых партнеров колебалась в пределах 11–15,8%. Благодаря режиму стабильного обменного курса маната и укреплению его номинального эффективного курса на 13% в год, нам удалось сдерживать инфляционное давление».
Для местных аналитиков эти заявления не новость. Многие годы эксперты говорят о важности развивать собственное производство товаров первой необходимости и особенно продовольствия. Связь очевидна – цены на свой товар не сильно зависят от внешних волн повышения, если, конечно, отечественное производство не завязано на импорт зарубежного сырья. У нас актуальна и эта проблема.
По мнению экономиста Пярвиза Гейдарова, памятный рост цен повышал ценник не только на готовых ввозимых продуктах. Цены росли и на местный ассортимент, поскольку дорожала его себестоимость. Ведь и свое – в какой-то мере тоже завозное. А если в целом, стабильный прирост импорта продовольствия продолжился и в прошлом году – завоз еды в республику даже превысил 2,4 млрд долларов, а за истекшее десятилетие импорт продовольствия увеличился в 2,4 раза. Наиболее интенсивная динамика повышения наблюдалась на протяжении последней пятилетки.
Состояние внешней торговли за прошлый год тоже повод задуматься. Торговые операции с зарубежными странами сократились на 7% — до 47 млрд 612,1 млн долларов. При этом ввоз зарубежных товаров подрос и обошелся в рекордные 21 млрд 58 млн долларов, а вот от экспорта было получено гораздо меньше — 26 млрд 554,1 млн долларов. По экспертным данным, снижение внешнеторгового оборота страны берет начало с прошлого года и обусловлено уменьшением нефтегазовой выручи из-за падения нефтедобычи.
Несмотря на многолетний курс от нефти, было бы наивно ожидать, что ненефтяные поступления компенсируют убыль от нефтегаза. И тем не менее, экспортные доходы из этого источника поднялись совсем незначительно. В прошлом году, например, они составили 3 млрд 356 млн против 3 млрд 348 млн в позапрошлом. Говоря о причинах этого, иные отечественные специалисты «винят» российское направление экспорта и последствия войны в Украине, налегая на необходимость диверсификации внешних рынков.
Возможно, совсем не случайно целый блок рассуждений главного банкира страны вращался вокруг трансформации системы международных расчетов: «Ранее доллар США доминировал в нашей внешней торговле, обеспечивая порядка 90% расчетов. Однако сейчас мы наблюдаем рост использования национальных валют в международных платежах, а также усиление интереса к цифровым активам, включая криптовалюты».
О существенных подвижках по торговле в национальных валютах заявлял ранее АЗЕРТАДЖ депутат Госдумы РФ Дмитрий Савельев. Комментируя итоги заседания Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и современные тенденции в экономическом взаимодействии двух стран, он подчеркивал, что Россия для Азербайджана сегодня – и один из самых значимых инвесторов, и один из крупнейших торговых партнеров. А в нефтяном экспорте – самый крупный.
«… товарооборот между нашими странами достиг рекордных цифр, и эта тенденция сохраняется, — пояснял депутат. — Растет взаимная торговля продовольствием и сельхозсырьем, нефтью, металлами и пластмассами. Причем торговля развивается с опорой на национальные валюты, в которых к лету этого года осуществлялось почти три четверти взаимных расчетов».
Возвращаясь к рискам инфляции, эксперты ожидают повышения, хоть индекс продовольственных цен ФАО понизился в январе 1,6% к уровню декабря прошлого года. По оценкам экономиста Махира Зейналова, снижение мировых продовольственных индексов обусловлено удешевлением растительных масел, сахара, мяса, пшеницы, риса. При этом ФАО повысила свой прогноз мирового потребления зерновых в 2024/25 году за счет более широкого использования кукурузы в качестве корма для животных.
«В нашей стране снова ведутся дискуссии о росте цен не только на пшеницу, муку и хлеб, но и на другие продукты питания, — отмечает он. В этом году местное производство зерна не сможет удовлетворить внутреннюю потребность, так что придется импортировать дополнительно 1,3–1,5 млн тонн злака. Однако правительство может отрегулировать цены на муку и хлеб, чтобы не допустить повышения. Учитывая происходящие в мире процессы, экономические эксперты подчеркивают важность продовольственной безопасности. Сейчас этот вопрос снова на повестке, а надежды возлагаются на возрождение сельского хозяйства в том числе на освобожденных территориях».
